Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Новая реальность библиотечного обслуживания

24 мая 2019 538
Поделиться
21.06.21 538
Поделиться

В канун Общероссийского дня библиотек, 23 мая, в научной библиотеке УрГПУ состоялось заседание Секции библиотечного обслуживания методического объединения библиотек вузов Свердловской области на тему «Библиотечное обслуживание: новая реальность».

Со словами приветствия к коллегам обратилась директор информационно-интеллектуального центра — научной библиотеки УрГПУ Татьяна Катранджиева. Татьяна Владимировна пожелала работникам библиотек соответствовать тем ожиданиям, которые читатели ждут от общения с библиотекой, обратила внимание участников секции на значительные изменения, происходящие в информационной среде.

Развитие библиотек связывают с концепцией «Библиотеки 4.0». Основу «Библиотеки 4.0» будут вместе создавать читатель, библиотекарь и технологии искусственного интеллекта (ТИИ). При этом появление искусственного интеллекта навсегда изменит модель удовлетворения информационных потребностей пользователей, а библиотекарям нужно будет еще найти свое место в новой информационной среде.

Юлия Хорошайлова, заведующая отделом электронных сервисов и технологий подготовила доклад «Сетевое поколение: социокультурный образ и ценностные ориентации». Юлия Владимировна сделала акцент на том, что Интернет — это не только технологии, это — среда обитания, которая выступает источником развития и фактором социализации. Зона ближайшего развития задается не столько взрослым, сколько онлайн-средой. А самая традиционная форма социализации находится по соседству с новыми формами приобретения необходимых знаний, умений и навыков. 

Сегодня в вузах учатся два поколения — поколение миллениалов, или Y, — и поколение Z. Современная молодежь родилась в цифровую эпоху: интернет в их понимании должен быть быстрым и доступным повсюду, друзья — в соцсетях, а в кармане обязательно смартфон. Это поколение Twitter и YouTube, любящее конкретику, факты, визуальные образы. Так как молодёжь ориентирована на современные информационные технологии, информации об услугах библиотеки комфортнее получать через сайты и социальные сети. Учитывая это, библиотеке следует уделять постоянное внимание этому направлению в работе. Университетская библиотека сегодняшнего дня должна быть не только информационным учреждением, но и социально-коммуникационным центром.

Особенности взаимодействия с аудиторией посредством социальных сетей в практике работы библиотек были раскрыты в докладе Марины Николаевой, доцента кафедры рекламы и связей с общественностью «Социальные медиа: инструменты и взаимодействие с аудиторией». 

С опытом создания открытого библиотечного пространства в научной библиотеке участники заседания познакомились во время экскурсии по библиотеке. Все процессы автоматизированы с помощью АБИС «Руслан» и RFID-технологий, которые используются для книговыдачи, инвентаризации, организации зон самообслуживания в открытых фондах. Сократив расстояние между книгой и пользователем, библиотека стала более близкой, дружественной и понятной для современного студента, преподавателя и ученого. 

ИИЦ-НБ УрГПУ