Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Педагогический форум УрГПУ: новые парадигмы в образовании. Без воспитания нельзя

9 ноября 2020 744
Поделиться
19.06.21 744
Поделиться

На шестнадцати площадках, или «треках» Международного педагогического форума, посвящённого 90-летию Уральского государственного педагогического университета, «Стратегические ориентиры современного образования» были рассмотрены различные аспекты образования, в том числе и воспитание, которое вновь вернулось в школу.

Воспитательный потенциал обучения в дошкольном, среднем, дополнительном и профессиональном образовании

О необходимости включить воспитание в процесс обучения говорили на втором треке, который был посвящен обширной, многоплановой теме «Воспитательный потенциал обучения в дошкольном, среднем, дополнительном и профессиональном образовании». Модераторами стали представители УрГПУ: Борис Игошев, профессор кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии, и Александр Усольцев, заведующий кафедрой физики, технологии и методики обучения физике и технологии постарались сделать работу площадки интересной, продуктивной и без технических сбоев. Четырнадцать докладов заслушали участники трека, которых за три часа работы насчитывалось в онлайн-трансляции от 67 до 90 человек.

По словам Бориса Михайловича, трек № 2 объединил не только педагогов, но и всех, кто должен быть причастен и уже сейчас много делает в деле воспитания подрастающего поколения: «Кроме вузов и колледжей, здесь участвуют музеи, учреждения культуры, следственное управление — все, кто заинтересован возрождать добрые традиции воспитания и предлагать новое».

«Очень важно, чтобы все структуры и учреждения могли реализовать свой воспитательный потенциал», — вот та важная мысль, что красной нитью объединила все доклады, прозвучавшие на площадке.

Опытом работы поделился профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Владимир Зайцев, рассказавший об особом ресурсе подготовки школьных учителей в предметах методического цикла — о создании видео кейсов, включающих уроки различного типа и внеучебные мероприятия воспитательного характера.

Интересный подход к пониманию школьниками слова «Родина» представила Маргарита Кусова, доктор филологических наук, проректор по образовательной деятельности УрГПУ, которая досконально исследовала восприятие слова «Родина» учениками разных возрастов и пришла к выводу, что такое исследование поможет «определить стратегические линии в гражданско-патриотическом воспитании. Что для учащихся сегодня есть Родина, государство, семья — это надо изучать, актуализировать и применять в программах по ряду предметов».

Подробно о патриотическом воспитании рассказала начальник отдела патриотических проектов и программ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Ольга Деникаева, поделившись своими размышлениями о необходимости создания эффективной системы патриотического воспитания и об условиях её внедрения. Главным Ольга Валериановна считает «создание условий для межпоколенческих проектов», чтобы сократить разрыв между старшим и младшим поколением.

Представитель следственного управления СК России по Свердловской области полковник юстиции Павел Романов поделился опытом организации работы Следственного комитета Российской Федерации по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Эту тему продолжил Владислав Середа, директор центра гражданско-патриотического воспитания молодежи УрГПУ. Владислав Антонович выступил с докладом «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания студентов в современных условиях».

Профессор Александр Усольцев рассказал о современных вызовах обществу, среди которых назвал и коронавирус. Его тезис о том, что «всё меньше людей понимают, чем занимается наука» не вызвал споров среди слушателей, как и мысль, что «учитель должен иметь научное мировоззрение».

Было немало представлено отчётов о воспитательной работе, которая ведётся на протяжении многих лет, например, начальник Управления образования Октябрьского района Екатеринбурга Елена Кириченко представила работу педагогов образовательного кластера своего района по патриотическому воспитанию подростков.

С докладом о влиянии интернета и социальных сетей на формирование личности ребенка выступила начальник управление стратегии и информационной политики УрГПУ Наталья Паэгле. Интернет порождает анонимность, вседозволенность и безнаказанность, провоцируя беспорядки, в том числе и среди школьников. «Необходимо найти способы, как можно более безболезненно провести детей по интернет-маршруту». С одной стороны, интернет-пространство формирует бездумного потребителя, с другой — обладает колоссальными возможностями, образовательными, просветительскими и, конечно, воспитательными. «Чтобы интернет — пространство помогало развиваться растущему человеку, необходим проводник, который профессионально поможет с навигацией в виртуальном мире, повлияет на выбор контента, необходимого для развития ребёнка».

В плане положительного примера Наталья Михайловна привела проект Министерства просвещения «Волонтеры просвещения», к которому летом этого подключился и УрГПУ. О роли волонтёров в воспитании и использовании в этом деле цифровых технологий рассуждала директор центра социализации и поддержки обучающихся УрГПУ Анна Морозова.

Доктор педагогических наук Марина Лапёнок поделилась результатами своего исследования, посвященного проблеме воспитательного потенциала системы интеллектуального анализа данных посещаемости студентами занятий.

Своеобразной докладом-экскурсией по музею «Шурави» стало выступление директора музея Натальи Логиновой, которая говорила о военно-исторических музеях в контексте культурной модернизации, называя такие музеи необходимым ресурсом гражданско-патриотического воспитания.

Доктор педагогических наук Ирина Ларионова рассказала об особенностях образования ХХI века в докладе «Социально-педагогическая деятельность педагога как ресурс формирования социальных компетенций, обучающихся в условиях цифровой школы», подчеркивая, что цель современного образования — «воспитание компетентного гражданина», что модель современного выпускника школы можно назвать моделью «гармонично развитой личности».

Завершила работу секции директор екатеринбургского Театра юного зрителя Евгения Умникова, которая эмоционально и обоснованно доказывала, что «театр — это особое место, где человек учится эмоциям, восприятию, сопереживанию, где он пробуждается к диалогу, где формируется его мировоззрение». Евгения Леонидовна сообщила о том, что внедряется в жизнь проект «Театр как ресурс воспитания школьников» и в первую очередь он направлен на обучающихся средних специальных учреждений: училищ, политехникумов, колледжей.

Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России

Трек № 16 также был посвящен воспитанию в более узком смысле — воспитанию культуры творчества. Модератором выступил Сергей Новоселов, директор института педагогики и психологии УрГПУ.

 Работа секции была построена в диалоговом режиме, на секции состоялась яркая научная дискуссия, обмен идеями, — рассказала докладчик секции, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников УрГПУ Марина Бывшева. — Воспитание культуры творчества — тема многоаспектная, поэтому было интересно познакомиться с исследованиями развития творчества, подходами к формированию ценностного отношения к творчеству и творческим продуктам, а также взглянуть на проблему становления креативной личности в разные возрастные периоды. Для нас секция стала еще и площадкой верификации системы научно-методического сопровождения коллективов образовательных организаций, поскольку наш научный коллектив (С. А. Новоселов, М. В. Бывшева, Н. Н. Ведерникова) получил возможность широко представить опыт сетевого сотрудничества в рамках Детской академии изобретательства.

Напомним, что детская академия изобретательства — совместный проект института педагогики и психологии детства УрГПУ и Департамента образования администрации Екатеринбурга. Авторами проекта Академии детского изобретательства являются Сергей Новоселов и Марина Бывшева.

Завершая работу секций, её модераторы благодарили за включение в работу всех докладчиков, участников и присоединившихся и обещали, что все материалы Международного форума, опубликованные в сборнике, найдут своих авторов-адресатов и что уже есть возможность найти электронный вариант трудов педагогического форума на сайте УрГПУ. 

Пресс-служба УрГПУ
Елена Карпушева