Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

О вербальной креативности ребенка на профессорской лекции УрГПУ

14 февраля 161
Поделиться
Рассказать

13 февраля состоялась профессорская лекция доктора филологических наук, заведующей кафедрой общего языкознания и русского языка Татьяны Гридиной «Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре».

Феномен креативности сейчас широко обсуждается применительно к самым разным видам человеческой деятельности, требующей для своего осуществления нестандартных, неординарных решений. 

— Креативность — обязательный компонент любого вида творчества, в том числе основа творческой самореализации личности в использовании потенциала языка. Важно понимать, что креативность — не врожденное качество личности, — отметила Татьяна Александровна. 

Вхождение в язык для ребенка есть креативная среда, обладающая широкой зоной неопределенности и обнаруживающая эвристические механизмы «выведения» детьми закономерностей языковой системы. 

Вербальная креативность — важная составляющая личности, способной проявлять свою уникальность, одаренность и инновационность в использовании ресурсов языка. 

Потенциал речетворчества, который позволяет ребенку балансировать «на гранях языка», обусловлен доступными ему видами деятельности и транслирует особенности детской картины мира. 

Креативность инноваций детской речи неоспорима, однако она имеет две формы: креативность компенсационного типа, связанная с восполнением ребенком языкового дефицита; креативность, проявляющая способность ребенка к осознанной языковой игре, преднамеренному нарушению канона. 

Осознанная языковая игра свойственна некоторым детям уже на ранней стадии речевого развития, другим детям — на более поздней. Профессор привела шутливые примеры детских языковых инноваций: снегобабка и снегодедка, дятел — тётел, котлетбургер, дочкастая мама. 

С позиций «взрослой» логики диктуется необходимость развивать эту способность путем направленного тренинга. Сама возможность тренинга вербальной креативности заключена в том, что компенсаторные речевые эвристики ребенка, связанные с дефицитом языкового и когнитивного опыта, и осознаваемая языковая игра — это коррелирующие векторы проявления вербальной креативности. 

В ходе лекции рассмотрели разработанные и апробированные автором тренинговые методики игрового конструирования, заполнения текстовых лакун, продолжения игрового текста, создания поля креативных номинаций, технологию написания синквейна на базе развертывания ассоциативных проекций слова. 

Центр культурно-образовательных проектов УрГПУ