Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Образование на Урале в годы революции и гражданской войны: в УрГПУ состоялась открытая лекция профессора Попова

26 февраля 480
Поделиться
Рассказать

20 февраля в Уральском государственном педагогическом университете прошла открытая лекция доктора исторических наук, профессора кафедры истории России УрГПУ Михаила Попова на тему «Образование на Урале в годы революции и гражданской войны».

100 лет назад, в 1919 году, территория современной Свердловской области и города Екатеринбурга являлась полем кровавого противостояния между «белыми» и «красными». Урал переходил из рук в руки противоборствующих сторон, и на его территории устанавливались новые законы, в том числе и в системе образования, чему и посвятил профессор открытую лекцию.

Рассматривая ситуацию с народным просвещением на Урале в предреволюционный период, Михаил Валерьевич отметил, что большинству российского педагогического сообщества (в том числе и учителям Екатеринбурга, которых на 1916 год было более 300 человек, на 75 тысяч населения), казалась очевидной и назревшей необходимость модернизации системы общеобразовательных учреждений путем ликвидации ее «разноведомственности», создания единой светской школы, основанной на демократических принципах и децентрализации школьного управления. И события февраля 1917 года, по мнению лектора, сделали эти преобразования возможными.

«Все стали революционерами!» — именно так обозначил события 1917 года Михаил Валерьевич. Стали революционерами и учителя. Начались демократические преобразования на местах, решения же местных органов власти стали иметь приоритет над постановлениями из общероссийского центра. Этот был период неограниченной свободы и самовластия.

Лектор напомнил, что апреле 1917 года возобновил работу Всероссийский учительский союз, и на его базе основали Уральский учительский союз, который стал проводником демократических преобразований в области народного просвещения. Так, благодаря Уральскому учительскому союзу, в гимназиях и реальных училищах ключевую роль в организации образовательного процесса стали играть новые демократические органы образования — родительские комитеты и педагогические советы.

В этот период происходили насильственные смещения чиновников органов народного просвещения старого режима, которые были объявлены реакционерами, однако, как заявляет профессор Попов, «данные действия вызывали раскол в обществе».

Приход к власти большевиков учителя Екатеринбурга восприняли крайне негативно. «В концентрированном виде антисоветская, антибольшевистская позиция преподавателей проявлялась в деятельности Уральского педагогического союза», — рассказал Михаил Валерьевич.

Интересно, что советское руководство пыталось противопоставить учительскому сообществу радикально настроенные организации учащейся молодежи. Забастовки учеников и требования усилить ученический контроль над деятельностью образовательных учреждений стали повседневным делом. Однако, насилие со стороны большевиков, как отметил выступающий, по отношению к своим противникам в первой половине 1918 года, было весьма дозированным: аресты были крайне редки, а содержание под стражей кратковременным.

С установлением белогвардейских режимов в Екатеринбурге начались репрессии со стороны белых по отношению к сторонникам советской власти. Наиболее активные сторонники большевиков среди учителей и радикальные «бунтари» среди учащихся были подвергнуты смертной казни. А после восстановления советской власти в Екатеринбурге участились случаи уголовного преследования школьных работников, в том числе с расстрельными приговорами, по политическим причинам.

Михаил Валерьевич констатировал, что школьные реформы, проходившие в Советской России, в основе которых лежала система всеобщего начального обучения, из-за ужасов гражданской войны, разрухи и голода были реализованы только в 30-е годы прошлого столетия.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Олег Коновалов
Фото: Александра Карпушева