Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Образовательные тренды завтрашнего дня: представители образования Екатеринбурга обсудили доклад ЮНЕСКО

16 апреля 2019 622
Поделиться
23.06.21 622
Поделиться

12 апреля в школе № 16 Академического микрорайона Екатеринбурга состоялась презентация Всемирного доклада по мониторингу образования на тему «Мигранты, перемещенные лица и образование: наводить мосты, а не воздвигать препятствия». Доклад представляла Катажина Кубацка, член группы по подготовке этого документа, научный сотрудник Секретариата ЮНЕСКО. После пленарного заседания работали три панельные сессии, в одной из которых приняла участие ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

Екатеринбург стал вторым городом после Москвы, где прозвучал Всемирный доклад по мониторингу образования 2019 года. Панельная дискуссия на тему «Российское образование в контексте общемировых тенденций» состоялась в новом просторном актовом зале школы. Модератором дискуссии была начальник Департамента образования Администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. Спикеры: ректор УрГПУ, доктор психологических наук, профессор Светлана Минюрова; начальник Управления образования Чкаловского района Екатеринбурга Ирина Соколовская; заместитель директора школы № 4 Евгений Демьянов

Екатерина Александровна напомнила основное содержание доклада Катажины Кубацки и сказала, что многие приведенные там цифры и для нее оказались шокирующими: например, с 2013 по 2017 год только 49% детей в мире имели возможность окончить среднюю школу. В России другие цифры, и с доступностью образования все обстоит гораздо более благополучно. Это говорит о том, что мы находимся в трэнде мировых тенденций, понимаем, куда мы идем, и государственная политика в области образования остается очень серьезной и конкурентной на международной арене. 

В соответствии с поставленными задачами к 2024 году. Россия должна войти в десятку стран-лидеров по показателям функциональной грамотности PISA. Это международная программа по оценке образовательных достижений, которая представляет собой мониторинговое исследование, дающее ответ на вопрос: обладает ли 15-летний подросток, получивший обязательное общее образование, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе. 

Международное исследование PISA проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей представителей развитых стран, признающих принципы представительной демократии и рыночной экономики. В настоящее время в ОЭСР 36 государств-членов

Самые свежие доступные данные исследования относятся к 2015 году. По естественнонаучной и по читательской грамотности Россия не уступает уровню стран ОЭСР, хоть и отстает от десятки лидеров. Что же касается математической грамотности, здесь отставание России довольно значительно (хотя внутри исследуемого периода отмечается постепенное повышение среднего балла). 

Первый вопрос модератора был к ректору УрГПУ: учитываются ли данные международных исследований при подготовке будущих педагогов. 

 — На уровне информирования мы стараемся всегда передавать актуальную и выверенную информацию международных исследований как нашим преподавателям, так и студентам. Я акцентирую слово «выверенную», потому что как раз на таком хорошо структурированном материале видно, какой шаг и где именно нам нужно сделать, чтобы осуществить рывок. Причем рывок должен быть очень быстрый. Если посмотреть на данные по математической грамотности, то получается, мы довольно значимо отстаем от мировых лидеров в том, что касается именно навыков, автоматизированных действий, которые разворачиваются во внутреннем плане сознания у детей. Значит, через несколько лет — а мы работаем на опережение и формируем будущее — у тех людей, которые будут жить в настоящем в нашей стране, все эти аналитические операции будут отставать уже на несколько шагов от мировых трендов. Если эта информация будет нами осознаваться, я считаю, это будет позитивно, потому что лучше знать, чем не знать. И следовательно, у будущих педагогов сегодня нужно формировать то, что позволило бы им самим догнать этот уровень компетенций, и потом еще сформировать сверх-уровень, с которым они придут в школы. Но для нас, как и для школ, остается актуальным вопрос, кто будет это делать. Низкие результаты у школьников вызывают вопрос: «Кто их учит?», и этот же вопрос адресуется и нам, тем, кто готовит будущих учителей. Так выстраивается целая лестница задач, которые мы должны перед собой поставить, — сказала Светлана Алигарьевна

Ректор привела один пример: наши ведущие IT-компании сами предложили организовать через университет повышение квалификации для преподавателей информатики и IT-технологий. Это означало бы возможность привести их компетенции в соответствие с требованиями сегодняшнего дня и еще чуть-чуть заглянуть в завтра. 

Далее разговор зашел об образовательных платформах онлайн и о других возможностях для педагогов повышать свою квалификацию. Евгений Демьянов, возглавляющий ассоциацию молодых педагогов Свердловской области, сформулировал свою позицию так: 

— Как у представителя поколения Y у меня есть опыт общения с молодыми педагогами Екатеринбурга и области. Считаю, что данные из доклада ЮНЕСКО нужно представить во всех школах, чтобы педагоги восприняли эту информацию в том числе и как результат своей работы и получили дополнительную мотивацию к повышению своей квалификации. Я считаю, что роль учителя не теряет своей важности, но трансформируется со временем. И те возможности, которые есть, необходимо использовать, переносить в виртуальное пространство часть образовательного процесса. Это позволяет получать новые навыки и знания очень быстро и оперативно, а наше время требует от нас именно быстроты и оперативности. 

«Какую роль играют технологии в образовании и предмет „технология“? Нужно ли это развивать, или ручной труд все равно скоро будет вытеснен машинным?» — этот вопрос был адресован Ирине Соколовской. Ирина Ринатовна рассказала о «цифровых аборигенах» — детях, рожденных после 1980 года, и «цифровых иммигрантах» — более старших поколениях, и об опыте лицея № 180, где открыта цифровая инженерная лаборатория, оснащенная станками с ЧПУ, вязальной машиной, вышивальным станком и т.д. Закономерно возникла необходимость в повышении квалификации педагогов, в обучении учителей технологии математике. 

— Когда дети увидели эту лабораторию, они поняли, что то, чему учат в школе, действительно нужно в жизни, актуально, соответствует запросам сегодняшнего дня, — подытожила Ирина Соколовская

Еще один тренд, о котором зашла речь — повышение роли дошкольного образования. В мире очень мало стран, где к воспитателям детского сада предъявляются такие высокие требования, как в России (наличие педагогического образования). Прокомментировать тренды в дошкольном образовании модератор попросила ректора УрГПУ. 

Светлана Алигарьевна рассказала о Школе детского изобретательства, которая действует на базе ИПиПД УрГПУ и работает с детскими садами Екатеринбурга. Работа над развитием детской креативности ведется совместно с воспитателями детских садов и родителями дошкольников. 

— Наши педагоги очень много вкладывают в детей в системе дошкольного образования. Во многих других странах детский сад — это просто место, где присматривают за детьми с организованным питанием и сном. Образовательные программы в дошкольном образовании постоянно меняются, но общая система пребывания детей остается в том же виде, в каком они появились на заре организации детских садов в СССР. Тенденция идет к тому, чтобы восстановить и систему детских дошкольных учреждений от 0 до 3 лет. При этом хочу добавить, что утвердившееся представление о том, что только в период от 0 до 3 возможно интенсивное развитие ребенка, с точки зрения когнитивной психологии — миф, — сказала Светлана Алигарьевна

Популярные методики как можно более раннего обучения ребенка чтению, счету, письму, иностранным языкам чрезмерно нагружают ребенка и даже травмируют его. Позиция психологов состоит в том, что в ранние годы самым ценным для ребенка является освоение реального, предметного мира, общение, игра. И не нужно отрывать его от всего этого и давать ему в руки обучающий гаджет. На это и должны быть нацелены педагоги, которые работают с дошкольниками. 

 Разговор на дискуссионной площадке в школе № 16 был долгим, содержательным и полезным всем участникам. Представлены были все уровни системы образования Екатеринбурга, прозвучали мнения как представителя молодого поколения педагогов, так и людей, которые уже давно состоялись в этой профессии. И самое главное, было высказано много интересных мыслей о том, как и куда должна развиваться система нашего образования, чтобы не отстать от мирового сообщества и чтобы, со всем вниманием к уже существующим наработкам, идти не назад, а вперед. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева