Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Опыт дистанционного обучения в УрГПУ: институт общественных наук

31 марта 2020 768
Поделиться
22.06.21 768
Поделиться

Развитие дистанционных образовательных технологий получило внезапное ускорение. В связи с пандемией коронавируса и необходимостью соблюдать карантин дистанционное обучение стало не только полезным личным навыком и даже не только вызовом XXI века, а насущной необходимостью. Пресс-служба информирует о том, как справляются с этой непростой задачей подразделения Уральского государственного педагогического университета. Сегодня мы беседуем с директором института общественных наук, доктором социологических наук, профессором Еленой Прямиковой.

— Елена Викторовна, расскажите, пожалуйста, как удалось перестроить в новых условиях учебный процесс в вашем институте?

— Перестроились мы быстро, потому что у нас уже был опыт работы, например, с заочниками, или с очниками, которые пишут курсовые, дипломы, делают разные проекты. Мы общаемся с ними онлайн. Единственная даже не проблема, а задача, которая у нас была в новой ситуации — подключиться к учебному электронному порталу. Но благодаря действиям администрации и специалистов, которые взяли на себя эту ответственность и организовали помощь преподавателям, проблемы с подключением и выходом на этот портал были очень быстро устранены. Уже в первую неделю, когда дистант только начался, все наши преподаватели работали на учебном портале.

— Какие-то трудности при этом выявились?

— Затруднения есть в том, что касается дистанционного общения со студентами. Многие из нас уже подключились к практике чтения лекций дистанционно, к практике проведения вебинаров, но здесь свои сложности. С лекциями проблем нет. Прочитать лекцию дистанционно — техника уже отработанная, преподаватель читает свой материал так же, как читал бы в аудитории, а студенты в чате присылают вопросы. Но у меня, к примеру, лекции практически закончились. Мне нужно проводить практические занятия, то есть коллективные обсуждения. Все задания у студентов есть, они читают, но проблема — как организовать это обсуждение прочитанного, чтобы они делились своими мыслями, своим пониманием или непониманием так, как мы это делали в аудитории, между собой и со мной. Мы уже обсудили с Артемием Борисовичем Хрусталевым, как это сделать. Я знаю, что в разных вузах существует свой опыт, многие привлекают не только возможности своего вуза, но и бесплатные платформы в интернете. Я напишу студентам, чтобы они оценили свои возможности использования микрофона. Попробуем как-то расширить варианты нашего общения.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от первых двух недель дистанта.

— Этот новый опыт оказался для всех очень интересным. У меня такое впечатление, что студенты уже очень хотят учиться. Они соскучились по университету, забрасывают преподавателей вопросами. На первом вебинаре было трудно, не все сразу подключились, и когда я в конце спросила: «Может, не будем так мучиться?» — все дружно ответили: «Нет, будем! Мы хотим учиться, хотим общаться!» Это самое приятное в нынешней ситуации — то, что студенты не обрадовались остановке учебного процесса и переживают, что у них пока нет возможности его возобновить в прежнем режиме.

— Это просто прекрасно — несмотря ни на что, осознать ценность общения и понять, насколько мы все нужны друг другу.

— Да, я тоже уже посмеялась над старой, как мир, поговоркой «Как хорошо было бы работать в вузе, если бы не было студентов». Теперь мы все увидели, что это такое, работать в вузе, когда нет студентов, и насколько же это грустно. Мне лично очень не хватает студентов. Порой бывает непонятно, чем мы занимаемся, хотя, конечно, все мы знаем, чем и зачем. Работы на самом деле много. Но без постоянного общения все равно ушло что-то очень важное.

— Может ли, на ваш взгляд, онлайн-обучение когда-нибудь заменить живое человеческое общение?

— Полностью — нет, конечно. Но оно может быть полезно в определенных случаях и по определенному поводу. Мы уже давно перешли на консультации по интернету, когда студент пишет работу, посылает преподавателю, а тот читает и присылает замечания. К этому мы привыкли, такая форма давно в порядке вещей, и я думаю, в будущем станет больше таких моментов пересечения электронного и «живого» обучения. Но надо очень красиво и правильно выстроить соотношение онлайн-работы и контактного, непосредственного общения. А то, что контактное обучение нужно — это безусловно, особенно в педагогическом вузе. Чтобы мы вырастили из студентов хороших педагогов, они должны нас видеть. Видеть, как мы работаем, чтобы потом им захотелось встать на это место. Воспитательные моменты в онлайн перенести нельзя.

И еще то, что касается социально-гуманитарных наук: социальное знание само по природе дискуссионно. Само это знание рождается в обсуждении. А чтобы обсуждение было свободным, оно должно быть контактным. Понятно, что мы можем чем-то скомпенсировать отсутствие общения, но полностью и насовсем технологии его не вытеснят.

— А ведь эта ситуация станет также поводом отрефлексировать границы применения онлайн-обучения.

— Согласна. Возможно, когда-нибудь появятся и такие средства связи, когда студент окажется как будто прямо передо мной, мы будем общаться онлайн без всяких помех, тогда, может быть, будет по-другому... Но, повторюсь, для педагогического образования очень важно, чтобы студенты нас видели: как мы стоим, как держимся, что и как мы говорим. Воспитываем мы в первую очередь не словами, а личным примером. Студенты на нас смотрят, и им либо хочется быть на нас похожими, либо наоборот. Нынешний опыт — прекрасный повод об этом задуматься.

Беседовала Ирина Шаманаева
Фото Александры Карпушевой