Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Педагоги-дефектологи обсудили дистант и поделились базой обучающих ресурсов

27 августа 2020 374
Поделиться
02.03.21 374
Поделиться

Отдел образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области совместно c Уральским государственным педагогическим университетом 26 августа провел в рамках Августовского педагогического совещания секцию на тему «Использование интерактивных методов обучения и дистанционных образовательных технологий при организации получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Модераторами секции выступили начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Светлана Блаженкова, директор центра непрерывного образования УрГПУ Светлана Брызгалова, заведующая сектором дополнительного образования детей ЦНО УрГПУ Татьяна Тенкачева.

На виртуальной площадке УрГПУ собралось 500 участников из Свердловской области и Москвы: первый блок программы вели представители Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Московского городского педагогического университета.

Татьяна Соловьева, директор Института коррекционной педагогики, говорила о возможностях цифровых технологий при обучении детей с ОВЗ. Основной проблемой стала оценка качества средств интерактива и систематизация мировых и российских достижений с тем, чтобы они стали доступны всем педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. В докладе говорилось об основной трудности, с которой столкнулись все — невозможности переноса технологий, рассчитанных на нормативное развитие, на детей с ОВЗ, поскольку специальные подсказки, опоры для детей с ОВЗ находятся в среде класса, воспроизводимые навыки поведения у ребенка появляются именно в среде. Педагог за экраном не воспринимается так, как педагог рядом. Преодолевая эти трудности, нельзя забывать, что главное — это индивидуальные результаты ребенка, и это не только предметные результаты. Цель обучения — максимально возможная самостоятельность и самоорганизация ребенка.

ИКП РАО в новом учебном году запустит программу повышения квалификации педагогов-дефектологов по дистанционным технологиям обучения. Планируется, что она будет бесплатной для всех участников. Обучение пройдет в несколько этапов

Дарья Карпова, заместитель директора ИКП РАО, говорила о взаимодействии педагогов с детьми и родителями в процессе внезапного и глобального перехода на дистант. В ходе мониторинга, к которому ИКП РАО призывает присоединиться педагогов из регионов, родители обозначили реалии, в которых протекала учеба детей. Это и сдвинувшийся режим дня, и отсутствие у ребенка в 50% случаев личного рабочего места, и пользование преимущественно смартфоном, а не персональным компьютером. Все это станет материал для аналитического исследования и выработки рекомендаций. Важно, что ИКП сосредоточил на своем сайте информационные ресурсы по дистанту, выложил в открытый доступ лучшие практики и методики. Раздел постоянно дополняется. Доступно много обучающих вебинаров для педагогов и родителей.

Наталья Григоренко, доцент кафедры логопедии МГПУ, разработала более 40 учебных роликов для дистанционного обучения (а всего МГПУ создал базу из 300 таких роликов). Это готовые уроки по разным предметам для начальной школы, предназначенные для детей с ОВЗ. Все видеоуроки длятся по 5-6 минут, имеют анимацию, построены на правильном соотношении теории и игровых элементов. Наталья Юрьевна отметила, что материалы готовились в кооперации со студентами и магистрантами. Так была достигнута и вторая важная цель — студенты на дистанте тоже не потеряли контакт со своими педагогами, они вырабатывали и закрепляли умения и навыки по выбору дидактического материала, обсуждали его, учились глубже его понимать.

Светлана Блаженкова от лица Министерства выразила желание сотрудничать с МГПУ и делать совместные проекты. Это предложение было с энтузиазмом принято. «Вместе мы едины и непобедимы, а по одному быстро увянем» — сказала Наталья Григоренко.

Следующий блок был представлен институтом специального образования УрГПУ. Нина Конева, ассистент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, выступила с докладом «Вопросы активизации познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ» и всесторонне осветила этот вопрос с педагогических позиций. Доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ Людмила Христолюбова в своем докладе, подготовленном вместе с учителем Анастасией Дияк, представила ту же проблему с точки зрения дидактики и рассказала о применении интерактивных методов обучения для школьников с нарушениями зрения на уроках окружающего мира. Доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза Анна Костюк рассказала об особенностях дистанционной работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Олег Колпащиков, руководитель НКО «Белая трость», свой доклад посвятил формированию инклюзивной культуры в цифровом пространстве. Это, к примеру, формирование привычки у спикеров представлять себя, описывая себя словесно (для незрячих) и дублировать это описание в чате (для неслышащих). В нашем обществе, по словам Олега Борисовича, 15% людей с инвалидностью и ОВЗ, но они слабо представлены, в том числе в виртуальной цифровой среде. «Мы работаем для того, чтобы эти люди, мы, смогли стать полноправными участниками общественных процессов», — сказал Олег Колпащиков.

Завершая работу секции, Светлана Блаженкова поздравила участников с наступающим новым учебным годом и подчеркнула, что эта конференция — первая из запланированной серии виртуальных встреч, и такие встречи необходимы педагогическому сообществу для своевременного обсуждения проблем и обмена опытом.

Пресс-служба УрГПУ
Ирина Шаманаева