Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Педагогическая интернатура обсуждается на федеральном уровне в рамках национального проекта «Образование»

6 сентября 170
Поделиться
Рассказать

В недалеком будущем в России в системе высшего педагогического образования может появиться интернатура для педагогов. Этот вопрос обсуждается в рамках национального проекта «Образование». Профессиональное сообщество поддерживает идею углубленной и более специализированной практики для будущих педагогов, но, в отличие от будущих врачей, пока без продления времени обучения. В двух российских регионах педагогическая интернатура действует уже не первый год. «Пионерами» проекта стали Красноярский государственный педагогический университет (реализующий педагогическую интернатуру с 2013 года) и Уральский государственный педагогический университет (с 2015 года).

Об интересе со стороны государства и общества к педагогической интернатуре свидетельствует уже тот факт, что тема прозвучала сразу в двух федеральных СМИ: в газете «Известия» и в передаче «Радио России». Эксперт Олег Баксанский, ведущий научный сотрудник Института физики РАН, профессор МПГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, полностью поддержал идею интернатуры для будущих педагогов, так же, как и будущих врачей, подчеркнув, что врач отвечает за здоровье человека, а учитель — за полноценность внутреннего мира человека. «Это не меньшая ответственность, поэтому практика должна иметь не меньшее значение» — сказал Олег Евгеньевич

Узнать о педагогической интернатуре из первых рук аудитория смогла благодаря приглашенным экспертам из вузов-«первопроходцев»: директору центра академического взаимодействия УрГПУ Наталье Белоусовой и начальнику отдела практики Красноярского государственного педагогического университета Надежде Шибановой

Наталья Белоусова объяснила, что главная задача проекта — обеспечение качественного педагогического образования путем знакомства студентов с лучшими имеющимися воспитательными, образовательными, социальными практиками. Имеющейся педагогической практики, по словам Натальи Сагидулловны, недостаточно. Педагогическая интернатура призвана устранить профессиональные дефициты обучающихся. Немаловажно — эти дефициты определяют у себя сами студенты, и программа интернатуры строится как ответ на их запрос. 

Участниками проекта «Педагогическая интернатура» в УрГПУ являются студенты бакалавриата выпускного и предвыпускного курсов. Концепция, разработанная в УрГПУ, предполагает три направления работы интернатуры. 

Первое направление — вхождение в профессию: студенты посещают различные образовательные организации, которые имеют лучшие практики — школы, и детские сады. Там они знакомятся с работой с документами, с работой классного руководителя, со внеучебной деятельностью, изучают опыт школ с интересной, новой, современной инфраструктурой. 

Второе направление — учебно-развивающее. Для пединтернов проводятся лекции, мастер-классы, практикумы по тем направлениям, которые для них интересны. 

Третье — практикоориентированное направление. Студенты выходят на практику в те образовательные организации, где есть великолепные педагоги-наставники. Не секрет, есть педагоги, которые имеют высокий уровень профессионального мастерства, но не обладают личностными качествами наставников. Для участия в проекте ищутся именно педагоги с наставническими качествами и компетенциями. 

 Продолжительность пединтернатуры — 1 учебный год. По итогам руководители проекта смотрят, как добросовестно студент посещал все мероприятия проекта, получают обратную связь от студентов и от наставников, проводят заключительную конференцию, где интерны предоставляют по одному видеоуроку, который они подготовили и провели. 

Ожидаемые результаты для обучающихся, по словам Натальи Белоусовой, — вхождение в профессию в знакомой профессиональной среде, устранение профессиональных дефицитов, реализация себя в профессии с учетом особенностей образовательной организации, и, конечно, актуализация профессионального опыта педагога-наставника. 

О том, насколько успешен этот проект для профориентации, говорит уже тот факт, что из 16 интернов прошлого года, обучавшихся в институте педагогики и психологии детства, все 16 пошли в школу. Из них 7 трудоустроились в школе № 208, а еще 7 — в школе № 174. Это школы Железнодорожного района Екатеринбурга. С управлением образования этого района УрГПУ заключил соглашение о партнерстве. Именно там студенты проходили свою педагогическую практику в рамках педагогической интернатуры. 

УрГПУ благодарен за сотрудничество и неоценимую помощь Департаменту образования Администрации Екатеринбурга. Благодаря ему сложилось активное конструктивное взаимодействие между университетом и партнерами — образовательными организациями города. 

5 сентября состоялась встреча начальника центра академического взаимодействия Натальи Белоусовой с руководством Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга для обсуждения вопросов, связанных с развитием проекта «Педагогическая интернатура». По словам заместителя начальника Департамента, Ольги Бабченко, образовательные организации Екатеринбурга открыты для всех участников этого проекта и готовы работать со студентами силами своих лучших педагогов с высоким уровнем профессиональных компетенций, обладающими навыками наставничества. Ольга Ивановна пообещала, что Департамент образования будет и в новом учебном году работать с запросами участников проекта «Педагогическая интернатура» и помогать Уральскому государственному педагогическому университету выстраивать рабочие, партнерские отношения с наиболее подходящими для целей и задач проекта образовательными организациями и педагогами-наставниками. 

УрГПУ планирует работать в новом учебном году с гимназиями № 9, № 2, № 205, школами № 104, № 18, № 157, № 49 и другими школами, где развиваются лучшие социальные, образовательные и воспитательные практики. 

В проект «Педагогическая интернатура» приглашаются все желающие студенты выпускного и предвыпускного курсов бакалавриата. Учеба в педагогической интернатуре добровольная и бесплатная. Студентов ждут тренинги, мастер-классы, педагогические практикумы. Преподавать в педагогической интернатуре будут специалисты Центра академического взаимодействия: кандидат психологических наук Наталья Белоусова, кандидат психологических наук Марина Воробьева, кандидат педагогических наук Павел Ежов и другие. 

Список будущих интернов уже формируется, для записи можно напрямую обратиться к руководителю проекта Наталье Сагидулловне Белоусовой: belocour1978@yandex.ru Торжественная церемония открытия проекта «Педагогическая интернатура 2019/20» состоится 24 сентября.

Пресс-служба УрГПУ
с использованием материалов газеты «Известия» и «Радио России»