Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Педагогическим университетам надо создавать эффективные коллаборации

22 июня 1052
Поделиться
22 июня 1052
Поделиться

20 июня Педагогический образовательный форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества» продолжил свою работу в онлайн-формате на виртуальной платформе Московского педагогического государственного университета. В этот день на секциях были запланированы доклады представителей УрГПУ.

Поприветствовал гостей и открыл работу секций директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения России, модератор Андрей Милехин. К открытию секций подключилось более двухсот человек.

Заведующий лабораторией Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Милкус, приветствуя участников, поделился последними новшествами лаборатории:

— Последние полтора года я замечаю изменения коммуникации учителя: раньше коммуникация была повернута вовнутрь — между родителями и учителями, учителями и детьми; сейчас же учитель выступает вовне. Школа выстраивает бренд себе, а учитель себе, как пример, появление страничек в соцсетях. Наша лаборатория как раз занимается обучением учителей, как работать в новой коммуникационной среде. Довольно часто мы обсуждаем какие-то негативные кейсы, как выйти из той или иной ситуации. Месяц назад мы разработали курс для администрации школ, для тех, кто занимается школьными сайтами и соцсетями, для учителей. Один из этапов курса — научиться коммуницировать с родительским сообществом.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» отметил:

— Сейчас очень повышено внимание к педагогическому образованию, надеемся, что сообщество педагогических университетов будет создавать эффективные коллаборации: качество и рост получатся только в сетевом взаимодействии.

И.о. директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Наталья Алтыникова представила секции.

Эффективные механизмы кадрового обеспечения системы образования региона

На секции с таким названием ректор УрГПУ Светлана Минюрова представила презентацию «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в структуре образовательного кластера региона».

Светлана Алигарьевна напомнила, что в рамках реализации национального проекта «Образование», федерального проекта «Учитель будущего» в регионах создаются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Такой Центр создается и на базе УрГПУ.

— Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ориентирован на качественно новые форматы активности педагогов: организацию их академической мобильности через реализацию стажировок в реальном пространстве и в режиме онлайн сопровождения; организацию горизонтального обучения у лучших в своём деле мастеров педагогического труда; развитие сетевого взаимодействия в педагогическом сообществе; создание современной цифровой среды; разработку эксклюзивных модульных программ.

— Центр как структурное подразделение университета задает новые ориентиры для развития репертуара педагогической профессии. Позиции наставника, тьютора, ментора, модератора, консультанта, игромастера и программного директора — становятся сейчас очень востребованными в школе цифровой эпохи. Освоение этих позиций предполагает активные формы обучения, — подчеркнула Светлана Минюрова.

Важно, чтобы для обретения современным педагогом профессионального мастерства было создано развивающее и развивающееся пространство. И материальное — с новейшим оборудованием. И отвечающее основам новой дидактики, что предполагает технологическую насыщенность, открытость трансформациям, гибкость логистики, информационную мобильность. Это предполагает серьёзное обновление инфраструктуры педагогического вуза как площадки центра. 

— Для университета, который имеет федеральное подчинение, возможность создать такой центр как отдельное подразделение в своей структуре — новый опыт. Мы благодарны Министерству образования и молодежной политики Свердловской области за нормативно-правовое, организационное сопровождение, которое требовало значительной проработки.

Одной из важных задач является развитие взаимодействия центра с иными участниками системы непрерывного образования в образовательном кластере региона. 

— Одним из примеров стал запуск нашим центром этой весной на YouTube информационно-просветительского портала «Учимся вместе» в интеграции с центром цифровой трансформации образования Свердловской области «Единое цифровое пространство», областным Институтом развития образования. 

На канале размещаются видеозаписи открытых уроков лучших педагогов. В рубрике «воспитывающая среда» представлены методические разработки для классных часов, просветительские проекты, например, проект «Виртуальные путешественники», который создается совместно с Русским географическим обществом. 

— Считаю, что опыт создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов как структурных подразделений педагогических вузов открывает новые грани интеграции университетов в пространство образовательных кластеров регионов. Это особенно значимо сейчас, когда педагогические университеты вошли в ведомство Министерства просвещения, — подвела итог Светлана Алигарьевна. 

Опыт практико-ориентированной подготовки Учителя

Слушателями этой секции стали почти сто человек. Участники обсудили практикоориентированность современных образовательных программ высшего педагогического образования, опыт различных форм подготовки будущих педагогов — от лицейских классов до волонтерства. Директор центра академического взаимодействия УрГПУ Наталья Белоусова рассказала о проекте «Педагогическая интернатура» в контексте профессионального становления учителя.

В 2015–2016 учебном году на базе центра академического взаимодействия была создана проектная группа из представителей кафедр университета и школ-партнеров и разработана программа педагогической интернатуры. Целью проекта стало формирование профессиональных компетенций специалиста для самостоятельной практической деятельности.

Педагогическая интернатура подразумевает три направления работы: «погружение в профессию» — знакомство с лучшими практиками в школах и гимназиях Екатеринбурга, учебно-развивающее, которое включает в себя лекции и мастер-классы, соответствующие запросам и профессиональным дефицитам интернов и практико-ориентированное — предоставление интернам возможности апробировать полученные знания в практической деятельности под руководством наставников образовательных организаций.

В 2019–2020 учебном году в ряды пединтернов влился уже 101 студент. К проекту подключились 32 образовательных организации и 49 педагогов-наставников. В период дистанционного обучения пединтерны включились в самые значимые проекты УрГПУ: «Волонтёры просвещения» и «Учимся вместе».

Перспективы развития проекта связаны с созданием в УрГПУ нового структурного подразделения — центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, о котором рассказала на своей секции ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

Пресс-служба УрГПУ
Александра Карпушева, Кристина Шадрина
фото авторов и МПГУ