Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

«Педагогу нужно 150 батареек, чтобы решить 150 задач»

4 октября 147
Поделиться
Рассказать

2 октября в екатеринбургской гимназии № 47 прошел образовательный форум «Молодость PRO». Он собрал на своей площадке молодых педагогов Екатеринбурга, студентов педагогических вузов, педагогов-наставников. Заметную и активную часть составили студенты, обучающиеся в педагогической интернатуре УрГПУ.

После яркого музыкального вступления, зарядившего участников на работу (как сказала директор гимназии, «педагогу нужны 150 батареек») и открытия доступного всем участникам аккаунта мероприятия в сети Instagram началась содержательная часть. Перед участниками выступили спикеры форума и представили заявленные в программе мастер-классы.  

Антон Голубев, учитель английского языка гимназии № 47, представил тему «Фасилитационные практики как средство эффективной работы в команде». 

— Фасилитатор — так называемый архитектор доверия. Это специально обученный человек с определенным багажом инструментов и искусством подбирать оптимальные инструменты для той или иной учебной ситуации, чтобы обучающиеся гарантированно пришли к результату. Фасилитатор грамотно разбирается в том, как вовлечь каждого в обсуждение, как сохранить конструктивный тон обсуждения, а дискуссии сделать результативными, четкими и конкретными. 

Есть множество конкретных технологий и приемов фасилитации: «MeWeUs», «4 вопроса» и т.д. Подробнее о них было рассказано на мастер-классе Антона Юрьевича

«Учебное проектирование в образовательном процессе» — тема мастер-класса учителя химии гимназии № 47 Евгения Максимова. Проектирование — это умение прокладывать свой маршрут в будущем, которое непрерывно меняется. 

— В любой педагогической ситуации всегда задавайте себе вопрос: «зачем?» Почему вы здесь оказались? Если ответ у вас есть, идите дальше. Если нет — обязательно найдите его, — сказал Евгений Олегович. — Ответили на вопрос «зачем?» — можете ответить на вопрос «как». А потом уже на вопрос «что». В традиционном обучении было наоборот. Учитель решал за ученика, что он будет давать на уроке, потом решал, как, и уже в конце, возможно, появлялся вопрос «зачем?». В современном образовании порядок вопросов меняется, меняется и урок. Современный урок — не трансляция знаний, а «индустрия возможностей», и наша задача — учить ребенка делать выбор и проектировать свои шаги, ставить цель, формулировать задачи, управлять временем и достигать результатов. В какой-то момент моей педагогической работы меня утомило потребительское отношение детей, их пассивное отношение к тому, что дает учитель. Я стал искать возможности и способы что-то изменить, и эта технология стала настоящей палочкой-выручалочкой. Конечно, сначала учителю придется поработать больше, чем в традиционной системе. Зато потом дети включаются и работают сами. 

Лариса Пономарева, учитель биологии и географии гимназии № 47, представила тему мастер-класса, который привлек больше всего внимания со стороны филологов, однако его содержание актуально для каждого школьного предмета: 

— Стремительное нарастание объема информации предъявляет новые требования к ее анализу, переработке и систематизации. Новое поколение людей должно уметь самостоятельно осваивать, накапливать и использовать информацию. Однако у очень многих детей сегодня недосформирована читательская компетентность. Дети имеют низкую скорость чтения и зачастую не понимают смысла прочитанного, не могут кратко пересказать содержание и выбрать главное из текста. Стратегии смыслового чтения — то, что может помочь в этой проблеме, то, чему можно и нужно научить. 

Далее были представлены технологии кооперативного обучения и критериального и формирующего оценивания. 

Затем директор гимназии Алена Крюкова выступила с флэш-презентацией «Конструкт современного урока в контексте ФГОС». 

— Урок — самое главное в учебном процессе, от качества урока зависит качество образования, — подчеркнула Алена Михайловна. — Есть важные отличия урока по ФГОС от урока не по ФГОС. На традиционном уроке идет передача готовых знаний, основной тип деятельности — репродуктивный со стороны ребенка. Урок по ФГОС подразумевает 3 группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Метапредметные результаты — это и есть те универсальные учебные действия, которые мы развиваем: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Новая трактовка УУД в начальной школе добавила к ним еще два пункта: умение работать с информацией и умение работать в группе. А значит, что и целеполагание на уроке происходит в трех аспектах: предметном, метапредметном и личностном

После тематически оформленных кофе-пауз («Удивительный PROванс», «PROметеев огонь» и т. д.), которые для гостей форума подготовили сами учащиеся гимназии, участники смогли посетить открытые уроки и познакомиться с представленными в начале форума педагогическими технологиями уже на конкретном материале. 

Например, на уроке истории в 7 классе на тему «Реформация», который провел учитель гимназии № 47 Иван Крюков, были продемонстрированы стратегии смыслового чтения (ученики сами знакомились с информацией, структурировали ее и искали ответы на сформулированные вопросы) и приемы фасилитации (работа в группах, роли «хранителей» и «искателей», приемы концентрации внимания и т.д.). Стало понятно, как работает прием MeWeUs. Me — каждый ученик знакомится с материалом самостоятельно. We — группа сообща ищет ответ на вопрос. Us — представитель группы делится информацией с другой группой. 

После обеда участники получили возможность на мастер-классах ближе познакомиться с заинтересовавшими технологиями, разобрать их на составные части и понять, как они функционируют. Приведем для примера мастер-класс Ларисы Пономаревой «Стратегии смыслового чтения». Лариса Владимировна представила и разобрала на конкретных примерах несколько стратегий: «Знаю — Хочу знать — Узнал», «Резюме и парафраз», «Толстые и тонкие вопросы» и т.д., а участники мастер-класса смогли сами в них попрактиковаться. 

Затем всех участников ждала фасилитационная сессия по сингапурской технологии, где они могли в маленьких группах обсудить возникшие вопросы. После этого они вернулись на свои мастер-классы к своим педагогам-наставникам на самую ценную, по словам директора, часть форума — «Тест-драйв». Теперь уже сами участники работали с кейсами, с текстами, с группами и отрабатывали технологии, которым сегодня научились. 

Студентки института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации Арина и Ксения на вопрос, что полезного они взяли сегодня с форума, ответили так: 

— Очень полезно было не только послушать об интересном и новом, что есть сегодня в педагогике, но и попробовать все это самим. А еще спасибо организаторам за возможность пообщаться с работающими учителями, задать им свои вопросы. Интересно поговорить со стажистами, но не менее любопытно и расспросить молодых педагогов об их опыте и впечатлениях от работы, особенно тех, кто работает в школе первый год. 

 А нам, представителям УрГПУ, было особенно приятно видеть, что на финальном награждении самых активных участников абсолютно лидировали наши студенты. Все они получили добрые напутствия от директора и учителей гимназии № 47 и предложение прийти сюда на практику, а потом, возможно, связать с этой школой свою карьеру. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Ирина Шаманаева