Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Почему все карандаши не помещаются в руку, а мяч нельзя укусить? — в УрГПУ прошла гостевая лекция Риммы Яфизовой

11 мая 197
Поделиться
Рассказать

В рамках проекта «Открытое образование» в УрГПУ состоялась гостевая лекция доцента Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, кандидата педагогических наук Риммы Яфизовой «Подходы к организации развивающего педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста».

Начала лекцию Римма Иршатовна с благодарности студентам института педагогики и психологии детства, собравшимся в аудитории, за сотрудничество в апробации модулей в проекте модернизации педагогического образования.

— Уральский педагогический университет очень близок нам по духу, по концептуальным основам образования, — заявила лектор.

Она сделала экскурс в прошлое, вспомнив времена, когда декретный отпуск советских женщин длился несколько месяцев, но для всех желающих были доступны ясли. Затем, в перестроечный период, ясли были закрыты. И сегодня, когда потребность в общественном образовании малышей снова назрела, «принять детей раннего возраста оказалось некуда и некому, все было утеряно и утрачено. И сегодня происходит экстремальное хаотичное восстановление учреждений для детей раннего возраста». Совсем недавно, буквально в последние годы, появились образовательные программы для малышей, завизированные Министерством образования РФ.

— Все проблемы детей старшего дошкольного возраста — это то, что было не сформировано, не развито взрослыми, которые были с ребенком в раннем возрасте. На группы детей раннего возраста надо ставить самых сильных профессионалов. Но реальная ситуация, к сожалению, обратная — некомпетентный контингент педагогов попадает в группы раннего возраста — таких детей не надо готовить к школе, не надо проводить открытые показательные занятия. Мамы тоже не всегда компетентны в воспитании детей. Так из сферы взаимодействия профессионалов выпадает самый основной период в развитии человека, — считает Римма Иршатовна и доказывает, что именно в раннем возрасте формируются основные физиологические и психические особенности человека. — Мозг новорожденного уникален — он содержит 100 миллиардов нейронов (у взрослого человека остается 5–10 миллиардов нейронов), до 4 лет развивается 50% природного врожденного интеллекта, до 8 лет — еще 30%. Все, что не охвачено в раннем возрасте, безвозвратно утеряно.

И далее лектор прошлась по реперным точкам, изложив то, что, по ее мнению, является базовым, основоположным, без чего нельзя качественно осуществлять развитие детей раннего возраста. Она коснулась сензитивных периодов, «окон возможностей», проблем младенческой акселерации (зафиксированы случаи рождения детей с прорезанными зубами), а также агрессии детей в раннем возрасте, вызываемой казалось бы, очевидными вещами:

— Все карандаши не помещаются в руку!
— Стена мешает подвинуть стул!
— Мяч нельзя укусить!

Лектор остановилась не только на кризисе трех лет, выражающемся в бунте, негативизме, строптивости и обесценивании взрослого, но и на специфике взаимодействия с детьми раннего возраста, выражающейся в доминанте наглядных образов, общении через предмет, обеспечении ситуации успеха.

Лекция была полезна не только студентам, планирующим работать с детьми раннего возраста, но и всем будущим и настоящим родителям, которые хотели бы не упустить этот возраст и построить корректное, развивающее общение со своим малышом.

Лекцию организовал ИПиПД совместно с Екатеринбургским Домом Учителя.

Текст: Татьяна Мостон
Фото: Александра Карпушева