Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Поддержку школ с низкими образовательными результатами обсудили на круглом столе с участием УрГПУ

21 декабря 2020 542
Поделиться
20.06.21 542
Поделиться

Круглый стол «Поддержка школ с низкими образовательными результатами: опыт регионов» состоялся 18 декабря в формате видеоконференции. Его организаторы — Всероссийское педагогическое собрание при поддержке Общественного совета при Министерстве просвещения России. К видеоконференции было подключено 367 участников из 45 регионов России. Участником круглого стола стал аналитик регионального ресурсного центра социально-педагогической направленности УрГПУ Виталий Дегтерев

Основная мысль мероприятия была сформулирована как «Обеспечение высокого качества образования для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики в РФ». Круглый стол открыла председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Она отметила, что основная проблема неравенства в образовании связана с расслоением школ по образовательным результатам учащихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами учащихся. В таких школах, как правило, концентрируются дети из неблагополучных семей и семей с низким социальным статусом, дети с неродным русским языком и девиантным поведением. Чаще эти школы работают в сельской местности, в отдаленных районах мегаполисов.

Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Евгений Семченко рассказал о деятельности Министерства в этом направлении и о проекте «500+». Он был утвержден в 2020 году как составная часть федерального проекта «Современная школа». В рамках проекта «500+» 250 российских школ из 20 регионов получат методическую поддержку в 2020 году, в следующие два года их число возрастет до 5 тысяч. Будет создана технологическая инфраструктура обмена опытом и информацией для учителей, методической помощи учителям, находящимся в разных регионах и работающим в разных условиях. Каждый регион войдет в эту программу. Ресурсное обеспечение школ будет реализовано в рамках национального проекта «Образование».

— 9320 школ из более 40 тысяч имеют низкие образовательные результаты в РФ, — подчеркнул Евгений Семченко. — Списки таких школ отправлены в регионы, но это не их вина, а их беда и беда наша общая. Каждому региону, каждому ректору педагогического вуза поставлены конкретные задачи по решению проблем региона. Национальный проект «Образование», переориентирован на регионы и в ближайшие годы 4.5 тысячи точек роста по химии, физике и биологии будут открыты в регионах.

В круглом столе приняли участие представители педагогического сообщества Тамбова, Рязани, Кириши Ленинградской области, Тюмени, Ярославля, Мордовии, Пензы, Якутии, Мурманска, Брянска, Севастополя. Все выступающие делились своими достижениями и своими проблемами. На данный момент в регионах реализуются проекты по переводу школ с низкими показателями в обучении в школы с эффективным режимом функционирования: анализируются причины низких показателей, выстраивается индекс социального благополучия школ, партнерство лучших школ со школами в группе риска, организуется наставничество — учитель-учитель, учитель-ученик, ученик-ученик и другие варианты наставничества.

В регионах пытаются повысить мотивацию повышения уровня владения компетенциями, так в Тюмени реализуется каскадная модель профессионального развития педагога, модель обучения педагогических команд, проводят семинары для педагогических команд, создают сетевые команды по развитию технологий обучения, разработаны диагностико-технологические карты школьных процессов. В Ярославле разработан проект документов по оценке результативности проекта, развиваются метапредметные компетенции педагога. В Брянске внимание уделено созданию сетевых сообществ: по организации образовательных процессов, оказанию психолого-педагогической помощи, сетевой кластер нацелен на подготовку специалистов сельского профиля, в который входят кроме школ два вуза, организации СПО.

Среди проблем были выделены несформированность механизмов привлечения к работе в таких школах молодых специалистов и высококвалифицированных кадров и их удержанию, неэффективная работа методических объединений педагогов, недостаток внимания к обеспечению качества образования со стороны муниципальной методической службы, качество адресных программ повышения квалификации, несовершенство системы сетевого взаимодействия школ с разным уровнем качества результатов обучения.

Для решения проблем создаются и внедряются многоуровневые региональные модели поддержки школ на основе концепции школьной эффективности, обеспечивающей системные изменения при согласованных действиях и сотрудничестве всего профессионального сообщества. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для руководящих кадров должны быть ориентированы на формирование компетенций, необходимых для эффективного управления качеством школьного образования. Учителей необходимо «вооружить» умением управлять конфликтами, правовой культурой, умением оказывать педагогическую поддержку детям, оказавшимся в социально опасном положении, коммуникативной компетентностью, умением быстро и грамотно принимать решения в педагогических ситуациях, умением оценивать результативность своей деятельности относительно социального контекста функционирования школы.

Подводя итоги круглого стола, Валентина Иванова отметила уникальные подходы и находки, озвученные участниками, а также резервы, которые позволят решить проблемы школ с низкими показателями в обучении.

Пресс-служба УрГПУ
по материалам РРЦСПН