Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Подведены итоги конкурса эссе «Я – вожатый Урало-Сибирского региона»

16 ноября 2020 302
Поделиться
27.02.21 302
Поделиться

С 10 октября по 13 ноября в Екатеринбурге Уральский государственный педагогический университет организовал и провел межрегиональный конкурс эссе: «Я — вожатый Урало-Сибирского региона» для вожатых, студентов колледжей и вузов, молодых педагогов Урало-Сибирского региона, членов молодежных общественных объединений, работающих в загородных детских и летних лагерях дневного пребывания в 2018-2020 гг., в возрасте 18-25 лет.

Конкурс был направлен на создание условий для профессионального, личностного и творческого развития молодежи Урало-Сибирского региона. Обращение к эссе на вожатскую тему, к жанру, который требует и философского осмысления проблемы, и литературного мастерства, позволило конкурсантам осмыслить собственный опыт и отрефлексировать свои профессиональные открытия, достижения или неудачи, попробовать ответить на возникшие во время работы вопросы. Конкурс поставил цель вызвать у молодежи желание больше узнать о профессии вожатого, осознать ее творческий потенциал и общественную важность. 

Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения РФ; Министерства образования и молодежной политики Свердловской области; Департамента образования администрации Екатеринбурга; Российского движения школьников  

На конкурс принимались индивидуальные работы, содержание которых соответствовало целям, задачам, требованиям к содержанию выдвинутой работы и теме конкурса эссе: «Я — вожатый Урало-Сибирского региона». Были представлены эссе из Екатеринбурга и Свердловской области, ХМАО, ЯНАО, Челябинской, Тюменской, Курганской области, Пермского края. 

Участники конкурса — в основном студенты колледжей и вузов, прошедших педагогическую практику в условиях загородных детских оздоровительных лагерей (ЗДОЛ), а также молодые специалисты, имеющие опыт работы в качестве вожатых не только в ЗДОЛ, но и дворовых клубах, лагерях дневного пребывания. В своих эссе участники конкурса не только обобщили свой опыт работы, но и обосновали свое отношение к роли, должностному функционалу, а самое главное к миссии вожатого. Вот некоторые выдержки из представленных эссе:

Эссе оценивались по критериям: выдержанность работы в жанре эссе; творческий подход и оригинальный стиль изложения текста; четко выраженная авторская позиция; образность, эмоциональность подачи материала; аргументация собственной позиции с опорой на документальные источники; смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений; соблюдение норм русского литературного языка  

«Современное общество требует включения детского оздоровительного лагеря в систему непрерывного образования. Родители на первый план выдвигают задачу оздоровления, безопасности, занятости своего ребенка под присмотром взрослого в летнее время. Однако достаточно часто мотивация ребенка в каникулы направлена на развлечение, праздное времяпрепровождение и „ничегонеделание“. Разрешение возникшего противоречия лежит в плоскости деятельности вожатого детского лагеря, который является носителем не только различной информации, но и нравственных ценностей. Выступая для детей эталоном отношения к жизни и саморазвитию, именно он способен грамотно организовать жизнедеятельность детей в условиях нерегламентированного общения. Это означает, что вожатый должен владеть высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, ораторским мастерством, быть обаятельным и тактичным»; 

«Детский лагерь — это особый мир. Мир, в котором ты забываешь о городской суете, об обыденности, о проблемах, которые тебя окружают. В мире детства все по-другому. Никто не говорит, что здесь легко, здесь свои заботы, здесь свои проблемы. Просто здесь все по-другому. Но я знаю точно, что лагерь — это частичка души каждого ребенка. В это место хочется возвращаться каждый год»; 

«Никогда не думала, что эта тема заденет меня за живое, но все эти строки посвящаются отряду под номером 25. Поразительный простор для мысли открывают слова В.А. Сухомлинского: „В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат“. Вожатый — это человеческое призвание, этому нельзя научиться, этим нужно искренне гореть»; 

«Когда начинаешь работать с детьми, открывается так называемый „третий глаз“ и резко улучшается память. Нужно всегда знать кто и где находится, чем занимается, не потерялся ли кто-то и кому понадобится твоя помощь, а так же помнить обо всех детских просьбах в течение дня. Кроме этого отвечать на кучу вопросов, задаваемых детьми. Постоянное „когда кушать?“, „что у нас сейчас?“, „куда мы идем?“, „что будем делать?“, „когда у нас мероприятие?“, „будет ли дискотека?“, „уже можно идти?“ и другие подобные вопросы, возникающие у ребят. Вожатый же всегда, терпеливо с улыбкой на лице отвечает на вопросы»; 

«В период с конца 2016 по 2020 год включительно, я являлась сотрудником МДЦ «Артек». За 2000 км от семьи, друзей и близких. Время, проведённое там, стало для меня настоящей школой жизни. Тогда мне недавно исполнилось 18, я уехала на первую в своей жизни практику. Она была так желанна и долгожданна, что не описать словами. Не было никакого страха, лишь одно чувство предвкушения наступающей сказки. Молодые специалисты полные энтузиазма и заряженные на работу. Даже звучит забавно, правда? Получилось ли всё так, как мы мечтали? Конечно, нет. Вся сказка разрушилась сразу после первого выхода на работу. Сказать, что мы были расстроены и напуганы, будто маленькие дети — это не сказать ничего. Пришлось резко повзрослеть, научиться общаться не только с коллегами и начальством, но и в первую очередь с детьми. Произошла полная перезагрузка. Теперь на первом месте не ты, а дети, за которых ты отвечаешь своей собственной головой. Все твои привычки остаются дома, важным становится совсем не то, как ты выглядишь или как себя чувствуешь, льётся огромный поток информации которую необходимо постоянно держать в голове... Приоритеты совсем другие. И помимо всего этого миллиард дел и забот, их просто невозможно перечислить! В мире детства всё по-другому, он только кажется таким «кукольным» «Каждый ли может стать вожатым? Думаю, что нет. Вожатым не становятся, им рождаются. Да, можно выучить теорию. Но именно личностные качества, такие, как: ответственность, справедливость, мобильность, коммуникабельность, любовь к детям — их можно перечислять бесконечно, но именно эти качества делают из человека, который просто любит детей, настоящего профессионала своего дела. Вожатый должен быстро приспосабливаться к ситуациям, происходящим во время смены. Мир вокруг нас меняется с феноменальной скоростью, а вожатый должен успеть выучиться, переучиться, использовать современные технологии и методики». 

«Я — вожатый Урало-Сибирского региона. Наш регион — самое сердце России. Ее богатство и сила. Это кладезь природных ресурсов, средоточие промышленности и место, где живут самые прекрасные люди. Трудолюбивые, свободные, честные творцы. Не зря ведь Твардовский сказал: „Урал — опорный край державы“. Здесь опора России. Ее лес и руды, ее заводы и ее главное достояние — ее люди. Люди, в которых есть 3 сильных стороны: мы не боимся трудностей. Наша земля сурова, но щедра. Мы дорожим свободой. Испокон веков на Урале и в Сибири принимали всякого, кто сердцем и помыслами чист. И мы не боимся творить. Свобода мысли дарит радость созидания и жажду открытий. Я смотрю на своих детей и понимаю, что за этими еще маленькими ребятами, стоит огромное будущее. Я вижу в них частичку себя, а в их горящих глазах: „Я хочу быть как ты, вожатый!“, и поэтому, вместе с ребятами мы шагаем в будущее! Я — вожатый! Вожатый — это звучит гордо!». 

И это лишь немногие выдержки из эссе участников конкурса. Что хотелось бы отметить? Большинство участников конкурса справились с поставленными задачами. В частности, им удалось создать целостный образ современного вожатого, обладающего не только целым рядом профессиональных компетенций, но и нравственными качествами. Такая личность способна зажечь сердца «мальчишек и девчонок», повести за собой, воспитать в них нравственную личность, умеющую нести ответственность не только за свои поступки, но и за других. Положительной оценки заслуживает и тот момент, что в некоторых работах конкурсантам удалось раскрыть особую «уральскую породу» вожатого: искренне любящего свой край, бережно хранящего «бажовские» сказания, созидающего и творящего, увлекающего других, готового отдавать себя целиком нелегкому делу, требующего в какой-то степени жертвенности, — воспитанию подрастающего поколения. Именно за таким вожатым и стоит будущее наших детей. 

По результатам экспертной оценки третье место поделили участники: Наталья Злыгостева, Нижний Тагил; Дарья Соловьева, Ирбит; Екатерина Шубина, Златоуст; Виктория Стрелкова, Пермь; Ксения Дейчман, Алапаевск. 

Второе место присуждено работам: Екатерины Филатовой и Аделии Мирзоевой, Магнитогорск; Марии Мягковой, с. Кадниково. 

Первое место в межрегиональном конкурсе эссе: «Я — вожатый Урало-Сибирского региона» получила Ксения Копырина из Сысерти. 

Конкурс закончился, подведены итоги, Уральский государственный педагогический университет благодарит всех участников конкурса за неравнодушие, жизненную позицию и активность. Впереди — новое лето и загородные детские лагеря вновь встретят детей и рядом с ними вновь будут лучшие вожатые Урало-Сибирского региона.  

Татьяна Майданова, 
аналитик I категории УрГПУ