Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Повышение качества обучения — ключевой признак цифровизации образования

10 ноября 2020 689
Поделиться
24.06.21 689
Поделиться

6 ноября, во второй день форума «Стратегические ориентиры современного образования», состоялась работа секции «Цифровизация образования». В работе секции приняли участие более ста человек, были заслушаны 16 докладов.

Б. Е. Стариченко: «Цифровое образование — это учебная и воспитательная деятельность, основанная на преимущественно цифровой форме представления информации учебного и управленческого характера, а также актуальных технологиях ее хранения и обработки, позволяющая существенно повысить качество образовательного процесса и управление им на всех уровнях».

Борис Стариченко, модератор секции, доктор педагогических наук, профессор, в своем выступлении «Пять тезисов о цифровизации образования» отметил, что ни в одном нормативном документе в области образования нет определения «цифровизация образования» и построил его по аналогии с определением «цифровизация экономики». 

Говоря о целях этого процесса, Борис Евгеньевич подчеркнул опасность того, что традиционное обучение станет прерогативой элиты, а основная масса населения будет довольствоваться «базовыми навыками и компетенциями», полученными дистанционно. Докладчик акцентировал внимание на том, что, безусловно, необходимость цифровой трансформации образования под сомнение не ставится, но до сих пор отсутствуют убедительные позитивные результаты этого процесса, в частности, улучшение качества образования. Борис Евгеньевич указал ряд направлений, которые могут быть поставлены и достигнуты в существующих технических и технологических условиях образовательных организаций.

Выступление модератора задало тон дальнейшей работе секции.

Татьяна Катранджиева, директор информационно-интеллектуальный центра — научной библиотеки УрГПУ, в докладе «Цифровая среда университетской библиотеки: технологии и ресурсы» проанализировала основные информационные ресурсы и услуги, предлагаемые читателю, подчеркнула стремление к максимальной интеграции услуг библиотеки в исследовательскую инновационную деятельность университета.

Достаточно внимание было уделено средствам обучения: Сергей Арбузов, кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ, рассказал об эффективном опыте использования в условиях дистанта метода «видео интервью». Суть метода заключается в выдаче обучающимся теоретического материала в рамках одной темы (видеоуроки, текст в формате PDF) и задания, в процессе выполнения которого обучающиеся должны самостоятельно сформулировать контрольные вопросы по выданному материалу и проинтервьюировать нескольких своих сокурсников или одноклассников. Вся работа организуется в сервисе Google Classroom.

Максим Новиков, кандидат педагогических наук, учитель информатики школы № 145 Екатеринбурга рассказал о собственной разработке — сервисе для создания интерактивного видео. При подготовке учебного видеоматериала преподаватель в определенных точках видео может внедрить дополнительный контент: тесты, вопросы, задания, статичные элементы. Таким образом организуется интерактивное взаимодействие между учениками и учителем.

Анна Антонова, старший преподаватель УрГПУ, провела обзор цифровых инструментов и сервисов, которые используются в учебной и внеучебной работе со студентами в процессе подготовки к педагогической деятельности.

О необходимости подготовки будущего учителя к работе в цифровой среде говорили многие докладчики. Но вопрос — к чему готовить студента? Кем сейчас является учитель? Может ли он быть человеком, досконально знающим предмет, профессионалом, и в то же время тьютором, ориентирующимся в потоке постоянно обновляющегося образовательного контента? Может ли он самостоятельно подготовить качественный онлайн-курс? Вопросов пока больше, чем ответов.

Система управления обучением Moodle будет интегрирована в единую систему управления учебным процессом «Тандем», которая внедряется в настоящее время в УрГПУ

В ходе обсуждения докладов был поднят вопрос о достоинствах внедряемой в настоящее время в УрГПУ системе управления обучением Moodle. Было отмечено, что по сравнению с первыми версиями система стала более дружественной. Лариса Туранова, кандидат педагогических наук, доцент Сибирского федерального университета отметила, что в Moodle огромное количество встроенных интерактивных заданий, она интегрируется со многими сервисами. Есть возможность задавать свою шкалу оценивания, выстраивать рейтинги, учитывать посещаемость, подсчитывать баллы и т. д. Андрей Стюгин, преподаватель этого же университета отметил, что в настоящее время очень важно, что Moodle используется в 70% университетов, поэтому легко будет распространять, интегрировать курсы.

В ходе работы секции постоянно поднимался вопрос о качестве обучения при дистанционной организации учебного процесса. Борис Евгеньевич, следуя своей роли модератора, высказал сомнение в точности исследований, показывающих высокую удовлетворенность студентов дистанционными курсами. На что Елена Ермишина, кандидат химических наук, доцент Уральского государственного медицинского университета, аргументировано, на примере своего курса «Экологическая химия», возразила: при тщательной и длительной подготовке курса дистанционное взаимодействие может быть достаточно результативным, возрастает активность студентов, растет успеваемость.

Сам Форум и, в частности, секция стали подтверждением преимуществ дистанционных технологий, ничего подобного в университете не происходило никогда. Все участники находились в комфортных условиях, хорошо было видно материалы, слышно выступающих. Подтверждением включенности всех участников в ход работы секции было живое, непринужденное обсуждение.

Подробно о содержании выступлений — в сборнике статей Форума, часть 1 стр. 191-297

Татьяна Фролова,  
 начальник отдела электронных информационных проектов УрГПУ