Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Преподаватели и магистранты УрГПУ обсудили роль воспитывающей среды образовательной организации

20 апреля 147
Поделиться
20 апреля 147
Поделиться

17 апреля на базе кафедры педагогики и педагогической компаративистики института общественных наук УрГПУ прошел круглый стол «Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития надпрофессиональных компетенций» на платформе ZOOM.

Тематика круглого стола обусловлена реализацией проекта «Формирование надпрофессиональных компетенций у будущих специалистов социально-гуманитарного образования»  

В круглом столе приняли участие преподаватели кафедры педагогики и педагогической компаративистики Нэлли Шрамко, Марина Николаева и магистранты второго года обучения по программе «Управление воспитывающей средой в образовательных организациях». 

Открыла круглый стол Нэлли Шрамко, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательной программы. Нэлли Викторовна представила доклад «Средовой подход в образовании», который был посвящен историческим аспектам становления и развития средового подхода в отечественной и зарубежной педагогике. 

Участники круглого стола обсудили ряд вопросов: о воспитывающей среде в нормативно-правовом поле; о преподавателе как дизайнере образовательных сред; о воспитывающей среде образовательной организации как части социальной среды, ее особенностях; об оценке качества воспитывающей среды образовательной организации; о надпрофессиональных компетенциях как обязательных требованиях к портрету современного педагога; о факторах и трудностях формирования надпрофессиональных компетенций студентов вуза. Еще одним вопросом, вынесенным на обсуждение, стало использование ресурсов образовательной среды в формировании надпрофессиональных компетенций. 

Участники пришли к нескольким выводам. Историко-педагогический анализ развития представлений о среде показывает, что во все времена среда рассматривалась педагогами как важнейший фактор развития, формирования и воспитания личности, соответствующей по своим общекультурным и профессиональным качествам, требованиям общества. 

Факторами формирования надпрофессиональных компетенций студентов в вузе являются включение в различные виды деятельности (научно-исследовательскую, проектную, социально-значимую, начиная с первого года обучения); преодоление «разрыва» между теоретической подготовкой по основной профессиональной образовательной программе и практической; создание в вузе творческой атмосферы, где есть возможность реализации инициативы, активности, широкая демонстрация различных форм и видов социально-полезной деятельности, предоставление возможности принимать в ней активное участие. 

Ключевыми компонентами воспитывающей среды являются ее субъекты — обучающиеся, педагоги и другие люди. Различные аспекты воспитывающей среды оказывают воздействие на личностное развитие его субъектов и на внешнюю социальную среду. 

Специально построенная воспитательная среда стимулирует формирование надпрофессиональных компетенций. Это осуществляется за счет включения обучающихся в различные виды деятельности. Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов. 

Идея XXI века: окружающий мир — это источник формирования и развития человеческой личности. Поэтому необходимо учитывать ресурсы окружающей среды при создании образовательных систем. 

Кафедра ПиПК УрГПУ