Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Проблему детей с ОВЗ решат только вместе — государство и общество

2 июня 2017 1499
Поделиться
05.03.21 1499
Поделиться

В очередной раз Свердловская региональная общественная организация социализации и реабилитации детей «Пеликан» организовала и провела круглый стол по теме «Защита прав детей — инвалидов на образование».

В ходе круглого стола обсудили многие проблемы: вопросы взаимодействия семей, имеющих детей — инвалидов, с общественными организациями, органами власти, образовательными и социальными учреждениями при реализации психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка — инвалида. Рассмотрены эффективные практики защиты прав детей — инвалидов на образование при реализации очень важного документа, разработанного на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы — индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Не осталось без внимания и межведомственное взаимодействие. 


В единстве за права ребенка

Круглый стол был организован в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребенка — инвалида», реализованного на средства государственной поддержки. Средства были выделены в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ на основании конкурса, проведенного движением «Гражданское достоинство». Организация-партнер — Уполномоченный по правам человека в Свердловской области. Уральский государственный педагогический университет представили начальник управления стратегии и информационной политики Наталья Паэгле с PR-проектом «Мы вместе» и директор института специального образования Ирина Филатова.

От имени Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой участников мероприятия приветствовал специалист аппарата Уполномоченного Александр Загайнов. Он отметил, что Татьяна Георгиевна уделяет большое внимание проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 

— Мы должны все делать для того, чтобы вхождение таких детей в социум было не щадящим, а способствовало развитию их возможностей, — сказал Александр Васильевич. 

Организатор круглого стола Зоя Глухих, прежде чем перевести разговор в формат дискуссии, обозначила те проблемы, с которыми чаще всего обращаются в приемную по правам человека. В последнее время обратились 150 семей, имеющих детей-инвалидов. Как правило, это вопросы, связанные с жилищными условиями, особенно там, где есть тяжелые дети; выделение путевок на лечение за счет фонда социального страхования; образование, в том числе и дополнительное, для детей-инвалидов. Не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья согласны на их обучение в коррекционных классах или школах, предпочитая специальному обучению — инклюзивный класс. И зачастую, не понимая, какие в свою очередь проблемы ведет за собой обучение в обычной школе.

Надежда Смушкина, начальник отделения экспертно-реабилитационной диагностики Главного бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области Министерства труда и социальной защиты РФ, обозначила механизм составления ИПРА и сказала о том, что в свете последних изменений в законодательстве, образовательная организация, куда поступает ребенок-инвалид не вправе теперь требовать запись в ИПРА о показаниях и противопоказаниях.

Инклюзивное обучение: готов ли ребенок?


Светлана Блаженкова, начальник отдела государственного воспитания и коррекции Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, заострила те проблемы, которые сегодня встают перед родителями детей-инвалидов, выбравших для них инклюзивное обучение. «А готов ли к этому сам ребенок? — задала, совсем не риторический вопрос Светлана Витальевна. — Сегодня мы уже имеем отказы от инклюзии и возвращение к коррекционным классам. Процесс социализации сложный. Мы должны защищать права всех детей, которые учатся в одном классе — здоровых и имеющих особенности. Родители должны анализировать ситуацию с образованием, которая складывается вокруг их ребенка, и обо всех фактах нарушения прав сообщать в департамент образования администрации города, муниципалитета или непосредственно в министерство. Говорила Светлана Витальевна и о необходимости правовой образованности родителей детей с ОВЗ, а также о том, что финансов на решение всех проблем в областном бюджете, конечно, не достаточно, но, тем не менее, многое за последние годы в этом плане сделано.


Ирина Третьякова, заместитель руководителя центральной психолого-медико-педагогической комиссии, и Ольга Путина, представитель центра «Ладо», отметили особенности работы сопровождения специалистами детей с ОВЗ в образовательном процессе. А Марк Ицкович, директор школы-интерната № 17, обозначил основные аспекты системы реабилитации. 

Заложники ситуации

Очень активно, как и всегда, проявили себя матери детей с ОВЗ, как правило, возглавляющие общественные организации: Татьяна Флеганова («Особые люди»), Татьяна Черкасова («Солнечные дети»). Диалог был эмоциональным, что вполне объяснимо. Одно дело рассматривать проблему с точки зрения регламента, номенклатурной и законодательной базы, и совсем другое — ежедневное, непосредственное общение с детьми — инвалидами, не разовое, а пожизненное их сопровождение. Предметом разбора стали частные случаи нарушения прав детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, неполная доступность дополнительного образования, хотя представители Дворца молодежи Ирина Шинкаренко и Борис Прусс поделились успешным опытом работы с молодежью этой категории лиц. И замечательно, что подобные практики существуют. Но мы вынуждены честно признать, что доступны они действительно не всем. С болью говорили представители общественных организаций о многих матерях, а, как правило, именно они становятся заложниками ситуации с больными детьми, проживающими в области, которым, порой, не хватает средств даже доехать до областного центра, не то чтобы воспользоваться дополнительными образовательными или медицинскими услугами.

Одна из самых малоизученных проблем — положение детей, прикрепленных к аппаратам искусственной вентиляции легких. Из-за ведомственной разобщенности сегодня не все эти дети, сопровождаемые медиками, получают образование на дому в силу того, что о них не знают представители министерства образования и социальной политики. В то время, как Свердловская область включена в пилотный проект Президента РФ по оказанию помощи детям этой категории.

На наш взгляд, проблема детей с ОВЗ стоит гораздо шире, чем рассмотрение и решение вопросов специалистами и заинтересованными лицами, как, например, родителями этих детей. Проблема должна решаться на уровне государства и общества в целом. На каждом круглом столе, инициированном и организованном Зоей Александровной Глухих или представителями других общественных организаций, собирается именно этот «узкий» круг. Директор школы и педагог, нарушающий права ребенка-инвалида, вряд ли захочет говорить на эту тему. Вот в этом случае и важна информационная составляющая: донести актуальность проблемы до здоровой части общества. С этой целью управлением информационной политики УрГПУ был инициирован и реализуется PR-проект «Мы вместе», в котором мы рассказываем об опыте, как отдельных педагогов, так и школ, работающих с детьми-инвалидами. А также о жизненном опыте преодоления недуга отдельными личностями. О том, что люди с особенностями здоровья есть, и они имеют право на полноценную жизнь, мы должны говорить все вместе. И прививать в обществе взаимное уважение и культуру общения друг с другом. Только так могут быть преодолены барьеры: психологические, межведомственные, личностные.

Текст: Наталья Паэгле
Фото: Вадим Осипов