Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Профессорское собрание УрГПУ продолжает серию открытых лекций

1 февраля 391
Поделиться
Рассказать

Серию открытых лекций Профессорского собрания УрГПУ продолжила Алевтина Симонова, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-образовательного центра инновационной деятельности университета. 30 января Алевтина Александровна выступила с темой «Менеджмент изменений как инструмент развития образовательной организации».

Слушателями стали сотрудники и студенты, среди которых были и обучающиеся на заочной форме. Алевтина Александровна напомнила студентам, что в УрГПУ есть направление подготовки в магистратуре «Менеджмент. Менеджмент и экономика образования».

— Менеджмент не признан научной специальностью Высшей аттестационной комиссией, хотя с такой тематикой  защищаются диссертации по экономическим, педагогическим, юридическим и другим наукам. Устоявшегося научного аппарата у менеджмента изменений в  образовании нет, поэтому лекция больше направлена на практические советы для действий в ситуации неопределенности, — заверила студентов профессор.

Так как не у всех слушателей уже читалась дисциплина «Менеджмент», лектор разъяснила основные понятия, виды и типы менеджмента, задачи системы административного управления.

Управление изменениями

Подробнее Алевтина Александровна остановилась на управлении изменениями. Она задала вопрос залу:

— Изменения — это угроза или возможность?

Публика задумалась.

 В любом случае, изменения — это выход из зоны комфорта в зону неопределенности, — продолжила лектор.

На графиках профессор показала, как изменился институт образования на примере постсоветского периода и наших дней. В содержании и структуре образовательных программ сейчас в основе лежат компетентностный и модульный подходы. В основе организации учебного процесса теперь — принцип индивидуализации. Среди новых технологий обучения превалирует самостоятельная работа и активные методы.

Лектор рассказала о пяти трендах в образовании, которые прогнозируют в будущем:

Первый — обучение станет главной повседневной активностью. Второй — обучение станет пожизненным.

Третий — традиционное лекционное обучение уступит место проектному и проблемно-ориентированному.

Четвертый — изменение моделей масштабирования образования. Индивидуальное обучение, основанное на индивидуальном плане и доступности менторов для каждого, постепенно заменит массовое образование.

И пятый — смена технологий, которые изменяют образование.

К изменениям толкает технологический разрыв между тем, что сейчас применяется в образовании, и современными технологиями, которые разрабатываются в мире. И чем больше этот разрыв, тем больше изменений должно происходить.

С изменением форм, методов и подходов обучения изменится и роль преподавателя: сопроводитель при формировании определенных компетенций или педагог-менеджер, а не транслятор учебной информации.

— Я обычно прошу студентов написать три позиции, зачем надо изменяться, и три позиции, что нужно изменить, где изменить и когда. Это сложно. Я сама себя проверяю. Это то контрольное действие, которое позволяет определить, застопорился ты или еще движешься, — пояснила Алевтина Александровна.

Люди не меняются, или Сопротивление изменениям

Лектор привела слова Германа Грефа, председателя правления Сбербанка. Тот четко прояснил, что есть люди-операционисты, которые могут работать в рамках стандарта и есть люди-проектировщики, которые могут работать в условиях неопределенности. Эти люди редко совпадают.

Если в организации одни и те же люди курируют обычный процесс и развитие, то развитие будет идти медленно. Чтобы развитие шло быстрее, над этим должна работать конкретная структура.

Алевтина Симонова привела мудрость топ-менеджеров лучших мировых компаний:

«Люди почти не меняются. Не теряйте времени, пытаясь вложить в них то, что им не дано от природы. Старайтесь выявить то, что в них заложено. Все это достаточно трудно».

 Сопротивление изменениям будет всегда, это нужно предвидеть. Человек находится в ситуации неопределенности, ему нужно меняться, а люди не всегда готовы к изменениям устоявшихся принципов, — прокомментировала Алевтина Александровна.

Интересны стали четыре революционных подхода к управлению персоналом: отбирайте работников, исходя из их талантов, а не просто опыта, ума и стремления; формулируя ожидания, четко определяйте желаемый результат, а не расписывайте по шагам все действия подчиненного; стимулируя человека, сосредотачивайтесь на его сильных сторонах, а не на слабых; человека нужно развивать, помогая ему найти свое место, а не подняться на следующую ступеньку служебной лестницы.

Лекция Алевтины Симоновой завершилась вопросами от коллег и студентов.

Следующую открытую лекцию прочитает доктор филологических наук, профессор УрГПУ Татьяна Гридина на тему «Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре». Лекция состоится 13 февраля в электронном зале библиотеки в 15:30. Другие мероприятия Профессорского собрания анонсируются на странице сайта.

Пресс-служба УрГПУ
Текст Александры Карпушевой
Фото Василия Васильева