Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Пятиклассники из Инженерного лицея в Верхней Пышме защитили свои проекты

13 декабря 2017 259
Поделиться
Рассказать

Инженерный лицей при школе № 22 г. Верхней Пышмы в нынешнем учебном году заработал в полную силу. Классов с литерой «И» (инженерных) здесь четыре: первый, пятый, десятый и одиннадцатый. 8 декабря пятиклассники публично защитили свои инженерные проекты, причем для некоторых ребят эти проекты стали уже не первыми.

На защите присутствовали не только учителя и родители, но и представители УГМК, и профессор института математики, физики, информатики и технологий Петр Зуев. Петр Владимирович и его коллеги – основные разработчики программы Инженерного лицея, они не только занимались этим проектом от первоначальной идеи до реализации, но и в настоящее время осуществляют научное и методическое сопровождение обучающихся и педагогов.

На защиту были вынесены проекты по очистке воды в походных условиях на установках из подручных материалов. 20 команд пятиклассников представляли свои «изобретения» на суд не только учителей и гостей, но и учащихся 10-го «И». Именно они были здесь главными экспертами. Директор Ирина Натарова предварила защиту словами о том, что пятый инженерный класс приступил к своей программе с первого сентября и все больше погружается в инженерную тематику, творчество, эксперименты. Ирина Анатольевна вручила грамоты и подарки двум мальчикам из этого класса, Владимиру Латникову и Глебу Мартьянову. Они совсем недавно вернулись из Нижнего Тагила, где участвовали в конкурсе по компетенции изготовления прототипов. Ребята соревновались там со старшими по возрасту участниками, старшеклассниками и даже студентами колледжей, и заняли третье место среди 7 команд! Они представляли там часовой механизм, все детали для которого сделали сами на 3D принтере.

Директор выразила надежду, что ребята не только успешно поставили свои эксперименты по очистке воды в походных условиях, но и доложат сегодня о них красивым, грамотным русским языком. В первом ряду вместе с гостями и болельщиками сидела их учительница русского языка и литературы – Марина Николаевна Овчинникова, о которой в 2016 году писала газета «Народный учитель». И, конечно, за своих учеников активно «болела» преподаватель химии Ольга Васильевна Ожегова.

В основном ребята использовали или метод очистки с помощью угольного фильтра (урок всем туристам – никогда не забывать брать с собой в поход аптечку, а в аптечку класть активированный уголь!) или капиллярный метод с шерстяной нитью или жгутом. Поэтому заслуженную победу одержал Илья Замятин, который представил действительно интересный и реально работающий проект по очистке воды методом дистилляции.

Вы большие молодцы, но теперь я поставлю перед вами новую задачу, – обратился к пятиклассникам Петр Владимирович Зуев. – Воду вы очистили, теперь нужно проверить, насколько качественно вы это сделали. Найдите метод и придумайте установку, на которой его можно осуществить.

Мы поговорили с Петром Владимировичем о сегодняшнем и завтрашнем дне Инженерного лицея.

Лицей успешно развивается, – ответил профессор ИМФиТ УрГПУ. – В этом году, как вы уже знаете, здесь 4 класса. Инженерный компонент представлен в первом классе дополнительным естествознанием, экспериментальной физикой, робототехникой. В пятом добавляются физика и химия, экспериментальная физика, 3D моделирование, робототехника. Кроме того, в Центре образования и профориентации Верхней Пышмы они изучают инженерные технологии. У десятого класса шесть часов физики, две химии, усиленная математика, и очень много мероприятий по физике и химии, в которых они участвуют. Концепция, связанная с формированием инженерного мышления, которую наша кафедра реализует вместе со школой № 22 и с Техническим университетом УГМК, очень сильно отличается от других. Это связано с тем, что мы не только дополняем предметы естественнонаучного цикла и не только активно включаем в образовательный процесс учреждения дополнительного образования. Здесь, в этой школе на формирование инженерного мышления работает весь коллектив, все учителя без исключения. Были модернизированы программы. Представители УГМК с нами постоянно и плотно работают. У детей практикоориентированные проекты. Больше того, мы задели такой пласт, которым вообще никто еще не занимался: горнозаводской менталитет. И мы заметили, что реализация программы по формированию горнозаводского менталитета имеет большие дидактические возможности. 

Прошу Петра Владимировича рассказать об этом подробнее.

По нашему мнению, главная задача в реализации проекта Уральской инженерной школы – чтобы большее количество людей получало техническое образование, а с другой стороны, в том, чтобы эти люди потом оставались на малой родине и поднимали заводы не в других регионах или за границей, а именно здесь, у нас. И для этого необходимо понимать, чем отличаются уральцы от других жителей России. На Урал люди просто так не приходили. Их сюда либо ссылали, либо они шли сюда за лучшей долей, бежали от притеснений, нищеты. Это была очень активная часть населения. Менталитет современных молодых людей, который складывался десятилетиями, – при первой же возможности отсюда уехать. А наша задача, наоборот, создать такие условия, которые позволят им задуматься над своими перспективами здесь, а не где-то еще. Это успешно пытается осуществлять Первоуральский новотрубный, где есть проект «Белая металлургия». Подобное мы хотим осуществить и здесь. Комплексность нашего проекта – ранняя специализация, целостность в плане охвата всех субъектов образовательного процесса, преемственность от детского сада до выпуска из школы, плюс формирование горнозаводского менталитета, – это и отличает нас от существующих инженерных кластеров.

По словам Петра Владимировича, весь институт непосредственно участвуют в деятельности инженерных классов. Проводятся летние лагеря, выездные сессии, где работают преподаватели кафедры теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактике и кафедры физики и математического моделирования. Активно работают доцент А.А. Сабирзянов, доцент Е.П. Матвеева, В.А. Семеряков, О.Н. Маева. Обязательно нужно отметить студентов Марию Царегородцеву и Елену Захарову. Летом лекции и мастер-классы для школьников давали профессора А.П. Усольцев, В.Е. Сидоров, Л.Д. Сон, доцент Е.С. Кощеева, лауреат Государственной премии С.В. Омельченко, который вел у них робототехнику. Приезжали ученые из Франции, которые рассказали, как во Франции проходит подготовка инженерных кадров. Нынешние десятиклассники свободно общались с ними на английском языке. Сейчас идет активная подготовка к математическому турниру. Институт постоянно консультирует учителей и фактически руководит созданными в школе кафедрами естественнонаучного образования и начального образования. Сотрудничество самое разностороннее и глубокое, как подчеркнул профессор Зуев – «все всерьез и надолго».

Школьники только что приехали из Санкт-Петербурга с соревнований по робототехнике, заняли 4 место и при этом недовольны собой, говорят, что могли выступить лучше. Другая команда вернулась из Ханты-Мансийска, где заняла много призовых мест. Их наставники из ИМФиТ УрГПУ помогали им в разработке и конструкции ракет, которые они там запускали. Теперь учащиеся собираются в Самару, и опять физики и математики из УрГПУ – руководители некоторых проектов. Общение со школьной скамьи с учеными, практиками, производственниками и педагогами высшей школы должно принести очень качественные результаты уже в совсем недалеком будущем.

Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев