Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Рождение гения на глазах у студентов. Лекция о Сигизмунде Кржижановском

21 ноября 2019 696
Поделиться
21 ноября 2019 696
Поделиться

20 ноября в УрГПУ состоялась открытая профессорская лекция доктора филологических наук, заведующего кафедрой теории и методики обучения лиц с ОВЗ Александра Кубасова «Прозёванный гений русской литературы XX века Сигизмунд Кржижановский».

— Как вы считаете, каких писателей можно назвать недооцененными? — обратился к аудитории профессор Кубасов, открывая лекцию.

Слушатели предложили Сергея Довлатова, Виктора Астафьева, Валентина Катаева, Чингиза Айтматова. Имя Сигизмунда Кржижановского в этом ряду не прозвучало, ибо, как подчеркнул Александр Васильевич, писатель «на наших глазах рождается, а не возрождается». Это имя — Terra Incognita для читателя, и будет просто замечательно, если после лекции студенты заинтересуются книгами Кржижановского.

Герой лекции родился в 1887 году в Киеве. Александр Кубасов привел своеобразный «портрет ровесников» Сигизмунда Кржижановского. Среди них — поэты Игорь Северянин и Самуил Маршак, художник Марк Шагал и ученый-генетик Николай Вавилов, командир Василий Чапаев и архитектор Ле Корбюзье. Это поколение, успевшее получить классическое гимназическое образование, до революции побывать за рубежом. Сам Кржижановский начал свою литературную деятельность первой публикацией стихов в годы учебы и путевых очерков в киевских газетах после заграничной поездки по Италии, Австрии, Франции, Германии в 1913 году. Основная литературная деятельность протекала в 1920–1930-е годы, когда Кржижановский написал основную часть своих прозаических произведений. Среди них — пять повестей и шесть книг новелл. Свою творческую судьбу писатель определял словом «невезякино». Увидеть свои произведения напечатанными ему практически не удалось. Четыре раза Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей, но все они были отклонены издательством уже после набора. Он был, по меткому определению, «автором гениальных версток». И, хотя Кржижановский не стал жертвой репрессий, как многие его современники, и пережил годы войны, его судьба печальна. «Когда умру, не мешайте крапиве разрастаться надо мной: пусть и она жалит», — написал он в «Записных тетрадях». Слова оказались пророческими: после кончины писателя в 1950 году его могила была утрачена. «Прозёванный гений», — написал в дневнике Георгий Шенгели, услышав о смерти Кржижановского.

— Что отличает гения? — спросил Александр Кубасов у слушателей.
— Выход за рамки? — предположили в аудитории.
— Верное направление мысли! Вспомним Пушкина: «И гений — парадоксов друг!». Сигизмунд Кржижановский — великий парадоксалист. Исследователи сравнивают его с Кафкой, Борхесом, Гессе.

Творчество Кржижановского профессор Кубасов проанализировал на двух рассказах. «Якоби и «Якобы» опубликован в 1919 году. Этот рассказ сам писатель считал своим первым «настоящим» произведением. Это полноценная, сюжетная, оригинальная проза. Излюбленный, сюжетообразующий прием Кржижановского — паронимическая аттракция — семантическое сближение слов, имеющих звуковое сходство. Слово здесь — самостоятельная единица, оно введено в художественный мир наравне с другими персонажами. Одним из наиболее ярких примеров этого литературного приема служит рассказ «Поэтому». Первая строчка рассказа — Поэт не понимал «поэтому». Вторая — «Поэтому» отвергало поэта. Поэт в произведении — это человек, ведомый словом, подчиненный слову. Именно у слова здесь активная, ведущая роль. Третья фраза — Отвергнутый положил: голову в ладони, локти на стол, «поэтому» меж локтей — раскрывает перед читателем другую тему: творческий кризис. У поэта специфические отношения с действительностью, и он читает записку: «…Пишу Вам в последний раз. Вы поэт и всё равно ничего не поймёте, поэтому возвращаю кольцо и слово, Ваша („Ваша“ — перечёркнуто) М.»

— Кто такая М, на ваш взгляд? — уточнил профессор Кубасов.
— Муза! — догадались в зале. Ведь главная возлюбленная для поэта — именно Муза, он влюблен в слово и обручен со словом.

В прозе Кржижановского важно то, что не названо, опущено, то, что позволяет читателю углубиться в собственный ассоциативный ряд. Простые понятия предстают с необычного ракурса: как пример такого художественного восприятия Александр Кубасов привел картину К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
Сигизмунд Кржижановский мастерски владел препарированием, трансформацией слова, каждое слово для него несет мощный заряд ассоциаций. Опредмеченное таким образом слово можно поворачивать разными гранями, раскрывая в нем новые смыслы:

«У стены, на полке, мерцали переплёты. С лампой в руке, успокоенно улыбаясь, поэт подошёл к друзьям: рукой наудачу. Что это? «По Э. том IV». Золотые буквы придвинулись друг к другу («IV», подогнув ножку, притворилось «V») — просверкало: «поэтому».

Благодаря такому тончайшему языковому чутью Кржижановский был блестящим афористом. Его высказывания лаконичные, яркие, отточенные, и могли бы составить золотую коллекцию русского афоризма, но по сей день известны только исследователям и ценителям: «Смерть пока беспартийна», «Это марксиома! А вы спорите», «Моя МХАТа с краю». «Соблюдению правил я предпочитаю создание правил», — признавался сам автор. Литературное наследие писателя не обширно, зато удивительно разнообразно по жанрам: повести, сценарии, пьесы, либретто к операм, статьи. Многие из произведений Сигизмунда Кржижановского есть в библиотеке УргПУ. На электронных ресурсах можно найти не только саму прозу, но и исследования творчества Кржижановского авторства Александра Кубасова и кафедрой общего языкознания и русского языка, профессора Татьяны Гридиной.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Кристина Шадрина
Фото: Александра Карпушева