Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Сельская школа, непохожая на другие

12 марта 386
Поделиться
Рассказать

11 марта студенты института общественных наук и института иностранных языков УрГПУ побывали в школе № 55 на экскурсии, организованной в рамках проекта «Педагогическая интернатура». Студентов сопровождали доценты Наталья Белоусова и Ольга Казакова, профессор Виталий Дегтерев. Целями экскурсии были профориентация, знакомство с опытом школы и ее педагогическими технологиями, расширение представлений о современном педагоге.

Приветствуя студентов у себя в гостях, директор школы № 55 Алексей Махновецкий оговорился, что понятие гостя в школе — относительное. «Мы все приходим в школу как во второй дом, я надеюсь, что вы и сегодня, и в принципе, готовясь к профессии учителя, с этим ощущением находитесь постоянно». Директор предложил, а УрГПУ с удовольствием откликнулся на это предложение именно для того, чтобы студенты увидели, что такое сегодня реальная школа. Сегодня, здесь и сейчас они получили возможность задавать любые вопросы, даже самые неудобные, о том, что происходит в профессии учителя сегодня. 

Алексей Витальевич рассказал, что в каждой школе есть вещи уникальные, которые толкают коллектив к новым свершениям. В школе № 55 есть структурное подразделение «Точка роста» — центр гуманитарного и цифрового профиля дополнительного образования и в помощь основному образованию. Вступление в эту структуру было инициативой самой школы, и хотя работать в рамках программы этого центра непросто, во всяком случае, труднее, чем по старинке, «Точка роста» внесла в школу новое дыхание.   

С 1 сентября 2019 года на базе школы внедряется региональный проект «Современная школа» в форме Центра образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Региональный проект «Современная школа» нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами. На протяжении шести лет реализации проекта с нарастающими показателями будут внедряться новые проектные подходы в управление образовательной деятельностью, видоизменяться образовательные программы, ориентируясь на модульный вектор. Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

При входе всем выдали QR коды, и студенты с помощью смартфонов прочитали их, чтобы узнать, кто куда идет в первую очередь. Все было организовано по принципу «вертушки», и каждая группа посетила каждый мастер-класс. Первый мастер-класс провела учитель английского языка Светлана Викторовна Жуйкова. Она показала, как использовать на уроке возможности игры Kahoot на сайте kahoot.it. В этой игре можно выбрать не только английский, но и другие языки, взять любую тему или придумать ее самим. Школьники играют с помощью своих смартфонов, а учитель управляет игрой через компьютер. Когда на экране появляется вопрос, играющие должны как можно быстрее нажать кнопку с правильным ответом, и тот, кто был быстрее, получает больше всего очков. Вопросы в игре самые разные — и из области страноведения, и из грамматики. Студенты сами с удовольствием поиграли, а победители получили маленькие призы. 

Сама Светлана Викторовна — выпускница СГПИ, преподает иностранные языки уже 23 года, а в школе № 55 работает три года. По тому, как оживились и дружно включились в работу студенты, можно представить, что и на уроках английского атмосфера похожая — веселая и творческая. 

Следующий мастер-класс, по 3D-моделированию, провела Любовь Валерьевна Шаерман. Занятия по моделированию объемных фигур в программе Tinker Cad и печати из пластика на 3D принтере проходят по субботам в рамках дополнительного образования. По словам Любови Валерьевны, курс совсем новый, введен только с этого года. Его польза очевидна: теперь, когда в школьной программе не стало черчения, детям не хватает занятий, направленных на формирование пространственного мышления, уроков геометрии для этого мало, и 3D моделирование призвано восполнить этот дефицит. 

Любовь Валерьевна не педагог по своему первому образованию и первой профессии, но полностью нашла себя в учительской деятельности. По ее словам, в школе ее работа и жизнь, радость и творчество. Директор отметил, что ей приходится совмещать преподавание этого курса с непростыми обязанностями завуча среднего звена, и забот, конечно, много, но и эмоциональной отдачи от работы тоже много. 

Студенты получили на память брелок, запрограммированный и отпечатанный прямо при них, и посмотрели работы школьников. 

Третий мастер-класс, «Методический лабиринт», дали педагоги начальной школы: завуч начального звена Ольга Борисовна Ковынева и учитель начальных классов Татьяна Петровна Борисова. Школьники-волонтеры раздали студентам дорожные карты, а в классе их ждали расклеенные повсюду задания с вопросами по педагогике, истории, физике и другим областям знания — иногда серьезными, иногда шуточными. Затем с найденными ключами ребята прошли реальный лабиринт, линии которого наклеены на пол рекреации. «Мы планируем нанести их краской, чтобы лабиринт у нас стал постоянным, мы все время им пользуемся на уроках», — объяснили учителя. 

Ольга Борисовна и Татьяна Петровна в ответ на комплименты школе, ее очень приятной, свободной и доброжелательной атмосфере, которая чувствуется уже с порога, улыбнулись: «Мы стараемся, чтобы это было так, и нам нравится, когда гости это отмечают». 

Интересно, что у Ольги Борисовны судьба прочно связана со школой № 55. Она сама ее окончила, пришла сюда молодым специалистом, работает здесь всю жизнь. 

После мастер-классов студенты УрГПУ и педагоги школы № 55 собрались в актовом зале. Директор, Алексей Махновецкий, и его заместители Любовь Шаерман и Ольга Ковынева рассказали о школе и ответили, как и обещали, на самые трудные и неудобные вопросы, которые возникают в наше время вокруг педагогической профессии. 

Но перед этим Алексей Витальевич уже в который раз за эту встречу попросил всех достать смартфоны, зайти на сайт menti.com и выбрать один из вариантов ответа на вопрос: «Пойдете ли вы работать в школу». Результаты анонимного голосования оказались такими: из 37 участвующих 7 ответили «однозначно да», 2 — «скорее да», 12 — «вероятно», 12 — «скорее нет» и 4 — «однозначно нет». 

Затем начался разговор о вещах конкретных и земных, и первая из таких вещей — конечно, зарплата. Алексей Витальевич рассказал, что школа имеет статус сельской. Она относится к поселку Совхозный, хотя в ней учится больше 884 человек и к ней «приписаны» дети с примыкающих к поселку улиц Академического, Солнечного и Вторчермета. Благодаря такому статусу педагоги имеют преференции, их ставка выше на 25%, и реальная зарплата за базовую ставку 18 часов вместе с классным руководством — около 23 тысяч рублей. А ведь для ответственного, трудоспособного человека 18 часов в неделю — это небольшая нагрузка, обычно часов у педагогов больше, и их зарплата вполне конкурентоспособна на рынке труда. Рабочий день учителя короче, чем у офисного работника, а отпуск 56 дней и всегда летом. Июнь — месяц оздоровительной кампании, в это время работы у педагогов тоже меньше, чем в учебном году. 

Алексей Витальевич развенчал представление и о том, что педагоги — люди, 24 часа в сутки прикованные к школе, не имеющие ни сил, ни времени на личную жизнь. И директор, и его коллеги действительно находят в своем труде огромную радость и удовлетворение, но все они понимают, что школа — еще не вся жизнь. У всех есть семьи, есть собственные цели и устремления, есть разнообразные хобби. Но работать им действительно интересно. Потому что — и это уже ответ на следующий вопрос, — хорошо организованная работа в школе действительно способна удовлетворить потребности человека, связанные с верхними этажами пирамиды Маслоу — творческой самореализацией, самоуважением, осознанием себя нужным и успешным. 

— Психологи советуют менять работу раз в 5 лет, — сказала Любовь Шаерман. — Недавно я задумалась, почему же у меня после 5 лет работы в школе нет потребности ее менять. И я поняла — потому что у меня нет профессионального выгорания. Каждый день в школе для меня как новый. Я постоянно решаю новые задачи и постоянно нахожу в чем себя реализовать

— Педагог сегодня практически ничем не ограничен в плане форм и методов работы, ограничен он только содержанием в форме образовательных стандартов, — подчеркнул Алексей Махновецкий. — Все остальное — это ваше творчество. Все, что есть в современной школе — это пространство для нашего развития

Если говорить о «всепоглощающей» рутине, то в школе № 55 справляются с ней с помощью современных цифровых технологий. Школа полностью перешла на электронную отчетность. 

Очень важный аспект — работа в команде. Команда в школе создана очень ответственная. Работает она в самом демократичном духе, без строгой иерархии обязанностей. Управленцы практически не разделяют между собой обязанности: все друг другу помогают, все возникающие проблемы решают «здесь и сейчас» сообща. Каждый определяет степень своей вовлеченности исходя из своей загруженности на данный момент. «И для нас очень важно понимать, что за нами — люди, которые нас всегда поддержат», — так говорит административная команда школы о своих коллегах-педагогах. 

О свободной и доброжелательной атмосфере в школе мы уже упоминали. Самое время сказать еще раз, что установка на сотрудничество и открытость дает свои плоды: впечатление от школы такое, что и педагоги, и дети здесь ходят с расправленными плечами. Учителя знают, чем живут, чем интересуются современные дети и подростки, без чего они не представляют свою жизнь. И не просто знают, а относятся к этому с интересом и сами многому у них учатся. С гаджетами здесь не борются, а давно и успешно превратили их в рабочий инструмент и активно используют на уроках. 

 Мне очень нравится здесь учиться, — рассказала нам девочка-волонтер. — Я пришла сюда из другой школы только в этом году и сразу же почувствовала себя здесь как дома, у нас замечательная школа! 

Доброжелательность, открытость, интеллект и чувство собственного достоинства — вот что отличает коллектив школы № 55. Им самим интересно учить и учиться, и они активно ищут новые «фишки» для того, чтобы еще эффективнее готовить своих выпускников к жизни в современном мире, к профессиям завтрашнего дня. Закончим репортаж такой сценой. Прощаясь с гостями, директор попросил всех выстроиться на сцене для общего фотографирования. Но когда все было готово, вышел не фотограф с камерой, пусть даже самой «навороченной» — нет, по залу закружился маленький квадрокоптер! 

Одним словом, две пятерки в номере школы, превращенные на школьной эмблеме в надутые ветром паруса кораблика, несут ее только вперед. И работать в такой команде — интересный и ценный опыт, на который интересно и посмотреть глазами интернов, и примерить на себя существующие вакансии. Молодым, активным, нешаблонно мыслящим здесь всегда будут рады. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Ирина Шаманаева