Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

«Семья нужна, чтобы человека любили»: в УрГПУ психологи обсудили проблемы современной семьи

19 октября 302
Поделиться
Рассказать

18-19 октября в УрГПУ состоялась Международная научно-практическая конференции «Психология семьи в современном мире».

Ее идейными вдохновителями и организаторами стали сотрудники кафедры психологии образования УрГПУ. В рамках форума прошли пленарные сессии, мастер-классы и тематические секции.

Приветствуя участников конференции — психологов образовательных и социальных учреждений города и области, студентов института психологии, Людмила Максимова, директор института психологии УрГПУ, сказала:

Очень рада, что институт психологии очередной раз представляет площадку, на которой собрались люди, заинтересованные в решении проблем семьи, что количество участников год от года растет. Последние годы в нашем институте ведется много исследований на эту тему, и постепенно мы становимся лидерами в изучении проблематики семьи в РФ. Хочется пожелать вам, чтобы, вернувшись на свои рабочие места, вы применили те знания, которые получите на этой конференции.

Пленарную сессию открыло выступление Наталии Васягиной, профессора кафедры психологии образования.

Наибольшие трудности семья испытывает в те моменты, когда им следует договариваться. Этому никто и нигде не учит — ни в школе, ни в семье — потому что старшее поколение строило семью на других принципах, — отметила Наталия Николаевна.

В своем докладе «Российская семья в эпоху перемен» Наталия Васягина констатировала, что сейчас идет активное формирование новых моделей семьи. Если раньше семья создавалась для выживания рода, то сейчас основой брака стало партнерство — союз личностей, каждая из которых имеет свою систему ценностей. Брак перестал быть ролевым: отношения с членами семьи строятся на основе правил, выработанных семьей. Уходит принцип половозрастной иерархии, ему на смену приходит принцип психологического контракта.

Но принцип иерархичности семьи продолжает оставаться влиятельным в обществах, ориентированных на традицию. Карина Суворова, преподаватель кафедры психологии Северо-Казахстанского государственного университета им. Козыбаева в своем докладе показала на примере Казахстана, как специфика семейных отношений отражается на самосознании женщины.

Она отметила, что семья, дом, дети, крепость родственных связей — все это остается очень значимым в сознании казахстанской женщины. Счастливой считается та женщина, которая хорошо справляется со своими домашними обязанностями.

По данным Госкомстата в России на 100 заключенных браков приходится 57 разводов. Чаще всего распадаются семьи, в которых молодые люди прожили вместе от 1 до 4 лет.

Правда ли, что любовь живет три года, а потом семья распадается под грузом психологических проблем? Ксения Адушкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, познакомила с результатами исследований, которые проведены на кафедре под ее руководством. Как выяснялось, удовлетворенность браком связана с принятием модели родительских отношений, наличием общих интересов, ценностных ориентиров и взаимной моральной поддержки.

«Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь», — процитировала слова Януша Корчака профессор кафедры психологии Сахалинского государственного университета Елена Афанасенкова.

Ее доклад был посвящен тому, как жестокое обращение в семье становится причиной социальной дезадаптации детей и подростков. Большинство вдумчивых родителей и, конечно, психологов понимают, что дезадаптивное поведение подростка или взрослого — часто результат его неблагополучного детства. Но неблагополучное детство — это не только физическое, но и психологическое насилие, зачастую неосознанное.

По данным Центра СМИ ВОЗ 25% взрослых людей в детстве подвергались физическому насилию, одна из пяти женщин и один из тринадцати мужчин подвергались в детстве сексуальному надругательству.

На ребенка возлагается ответственность за собственную несостоявшуюся жизнь. Иногда мать говорит сыну или дочери: «Если бы не ты, то я…» Могла бы реализоваться в профессии, например, или выйти замуж. Фактически, мать говорит ребенку, что лучше бы ему не родиться. А это скрытый толчок к суицидальному поведению, — объяснила Елена Афанасенкова.

Тема самоутверждения за счет собственного ребенка получила развитие на мастер-классе Елены Костаревой, медицинского психолога МБУ «Екатеринбургский диагностический центр», доцента кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ.

Тема профилактики абортов и доабортного консультирования вызвала множество вопросов, так что встреча вместо запланированного часа длилась почти полтора.

Обсуждалась (часто на примерах из жизни) острая тема равнодушного отношения врачей-гинекологов к беременным женщинам, дефицит профессиональной психологической помощи беременным, недостаточность финансирования работы психологов в медучреждениях, их профессиональное выгорание, проблемы социальной помощи женщинам, решившимся сохранить беременность, но главное — этическая сторона репродуктивного выбора.

В состоянии, когда женщина сомневается, с ней нужно общаться очень аккуратно: уважать точку зрения женщины, ее свободу выбора, при этом помочь ей исследовать свое ситуацию, посмотреть на нее с другой стороны, — считает Елена Костарева. — Часто приходят женщины с туннельным мышлением, видят только тяжелые обстоятельства, не думают об альтернативах, задача психолога — их показать.

Средний процент эффективности доабортного консультирования в стране меньше 10%.

После мастер-класса психолог центра социально-психологической помощи «Форпост» Светлана Данилова рассказала, что только сейчас вспомнила вопрос, который ей задали безразличным тоном при первом посещении женской консультации: «Сохранять-то будем?»

— Сложно даже передать эмоции, которые тогда возникли.

Если на занятии Елены Косаревой речь шла о том, как помочь женщинам сохранить и родить ребенка, то Анастасия Пелячик, руководитель Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия, аспирант кафедры возрастной психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, на встрече с коллегами делилась опытом помощи семьям, которые не только дали жизнь своим детям, но и взяли на воспитание чужих.

Общение с Анастасией было особенно интересно тем, что она знает проблемы приемных семей по собственному опыту: она мама десяти детей, из которых семеро — приемные.

Мастер-класс прошел в виде имитации занятия с приемными родителями: участники представлялись, коротко рассказывали о себе, писали, каким хотят видеть ребенка через 10 лет, и что из этого списка, по их мнению, зависит от них, рисовали свою семью в виде космических тел, а потом смотрели, впишется ли приемный ребенок в нарисованную картину.

Школа приемных родителей — только первый шаг в долгом сопровождении приемной семьи. Я свою работу вижу не в том, чтобы они получили наши удостоверения, пошли и взяли ребенка. По моей статистике, после нашей школы детей берут только около четверти закончивших. И я считаю это успехом, — сказала Анастасия. — Просто в процессе наших с ними занятий они понимают, что это не их история. Для меня важно, что у нас нет вторичного сиротства, те, кто взяли детей, не отдают их обратно.

Фрагмент мастер-класса Анастасии Пелячик:

19 октября конференция продолжилась пленарными докладами, работой в секциях, а также дискуссией о нашумевшем фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь», которую провел Равиль Валиев, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ. Разговор получился живым и интересным — находили и обсуждали проблемы супружеских и детско-родительских отношений, которые нашли отражение в фильме.

Девизом прошедшей конференции могли бы стать слова дочери одного психолога, процитированные профессором Наталией Васягиной. На вопрос, для чего нужна семья, девочка ответила: «Для того, чтобы человека любили».

В работе конференции приняли участие представители четырех стран: России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. География российских участников — от Южно-Сахалинска до Калининграда и Санкт-Петербурга.

Партнеры конференции: МГУ им. Ломоносова, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (г. Полевской) и Центр социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» (Екатеринбург).

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Ксения Волянская, Александра Карпушева.