На площадке форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» прозвучал доклад об Ассоциации классных руководителей, инициированной УрГПУ.
Докладчиком выступила директор Регионального ресурсного центра социально-педагогической направленности Ирина Ларионова. Она приняла участие в тематической площадке «Региональная модель непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности».
Спикерами панельной онлайн-дискуссии стали 12 педагогов системы высшего и среднего образования. Ирина Ларионова представила собравшимся доклад «Ассоциация классных руководителей как ресурс повышения качества воспитательной работы в образовательной организации». Она обозначила цели и задачи ассоциации, отдельно сообщив, что ее членами могут быть не только классные руководители, но и заместители директора школы по воспитательной работе, тьюторы, учителя-предметники и даже родители.
— Изначально мы проанализировали нормативно-правовую базу в области воспитания, образовательные стандарты, провели ряд встреч с психологами, педагогами и родителями, чтоб понимать особенности, потребности и интересы современного школьника, выявили проблемы подготовки педагогов, — рассказала Ирина Анатольевна. — В зависимости от потребностей педагогов были определены и цели непрерывного образования. Партнерами нашего проекта выступают Ассоциация молодых педагогов Свердловской области, центр «Учитель будущего», Российское движение школьников, Ассоциация учителей-предметников.
Проект «Ассоциация классных руководителей» реализуется по инициативе УрГПУ в рамках национального проекта «Образование» и региональных проектов, в частности, «Успех каждого ребенка», «Современная школа». Говоря о направлениях деятельности Ассоциации, Ирина Ларионова подчеркнула, что современные дети — это «сетевое поколение», особенности которого еще 20 лет назад было трудно спрогнозировать.
— Появились новые психологические контексты, новые феномены. Изменились сами взаимоотношения людей, особенно в детском коллективе, в том числе проявления негативного поведения — такие, как буллинг, различные виды Интернет-зависимостей, сетевая травля. Не зная этих особенностей нельзя грамотно выстроить воспитательный процесс, — считает Ирина Ларионова.
Воспитательная деятельность классного руководителя — понятие очень емкое, ведь этим педагогам нужно вести работу не только с целым классом, но и индивидуально с учениками, с родителями, с коллегами-предметниками. Ирина Ларионова проанализировала профессиональные компетенции классного руководителя, и участники панельной дискуссии пришли к выводу о важности «гибких навыков» для педагога: развития креативности, критического мышления, способностей к самоорганизации, самоанализу, продуктивному сотрудничеству.
Оптимальными формами непрерывного образования для классных руководителей могут стать коммуникативные площадки, тренинги, педагогические мастерские, форсайт-сессии. Ассоциация классных руководителей планирует сделать свои образовательные проекты адресными: для пединтернов, завучей, родителей, учителей-предметников. Инициаторы рассчитывают, что эти проекты помогут осуществить непрерывное образование педагогов и помогут в обеспечении качества воспитательной деятельности.
Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» состоялся 1 октября на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина. В рамках форума в УрГПУ также прошел круглый стол «Проблемы и перспективы трансформации региональных систем последипломного и дополнительного педагогического образования (на базе университета)».
Пресс-служба УрГПУ
Кристина Шадрина