Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Школьники Екатеринбурга искали вместе со студентами ГБФ «зеленый квадрат» экологически чистой энергетики

22 мая 318
Поделиться
Рассказать

Эколого-просветительский квест «В поисках зелёного квадрата» состоялся 17 мая на площадке МАОУ СОШ №117 г. Екатеринбурга, а 18 мая на базе Информационного центра атомной энергетики. За два дня в нем приняли участие 140 учащихся и 7 преподавателей школ и колледжей Екатеринбурга. Организаторами, разработчиками и воплотителями квеста были 35 студентов географо-биологического факультета УрГПУ и преподаватели кафедры биологии, экологии и методики их преподавания.

Мы используем основные 4 источника «зеленой» энергетики, – рассказывает человек, которого по праву можно назвать мозгом и руками этого проекта, его криэйтор – Павел Некрашевич, студент ГБФ. – Это ветер, вода, солнце и атом. Мы показываем на наших этапах, как работают основные физические законы, и знакомим с научными разработками, позволяющими использовать эти источники энергии. Когда школьники проходят все этапы, они понимают, что такое зеленая энергетика, и осознают, что за ней будущее.

Саму идею «Зеленого квадрата» сформулировал генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев на генеральной конференции МАГАТЭ, подчеркивая, что будущее человечества – за экологически чистой энергетикой. «Солнце, ветер, вода и атом, дополняя и усиливая друг друга, должны образовать «зеленый квадрат», который станет основой мирового безуглеродного баланса,— уверен глава Росатома. – Мы должны по максимуму сократить долю углеводородов. Это наша ответственность перед потомками».

По словам руководителя проекта, заведующей кафедрой биологии, экологии и методики их преподавания, кандидата педагогических наук, доцента Надежды Абрамовой и координатора проекта, доцента этой кафедры, кандидата биологических наук Елены Дьяченко, проект уже выиграл микрогрант в творческом исследовательском проекте «Зеленый квадрат», который был объявлен Общественным советом Росатома, и теперь они хотят продвинуть его дальше. Такие интерактивные обучающие мероприятия, направленные на экологическое просвещение и популяризацию естественнонаучных знаний, в наше время очень актуальны и нужны.

Информация и задания квеста (их разработал Павел Некрашевич вместе со студентами биологами и биологами-химиками), знакомят школьников с идеями ученых разных эпох и разных стран и наглядно убеждают в том, что «зеленая энергетика» давно занимает выдающиеся умы. Кроме того, опыты, проделанные своими руками, позволяют ребятам и по-детски удивиться, что «это действительно работает!», и закрепить то, о чем им рассказывали в школе на уроках физики, химии, биологии. Ведь не секрет, что времени на лабораторные работы на уроках часто не хватает.

18 мая мероприятие проходило в ИЦАЭ, хозяева площадки предоставили профессиональное оборудование. Перед началом мероприятия школьники разделились на команды. Ведущие Елена Буркова и Сергей Еремин эмоционально зарядили ребят и в популярной форме дали им первые вводные. Без энергии человеческая цивилизация существовать не может, и более того, с каждым годом энергии требуется все больше и больше. Но за время бездумного, потребительского отношения к источникам энергии люди очень сильно истощили невозобновляемые ресурсы и отравили планету продуктами горения, потому что для получения энергии традиционным способом нужно сжигать топливо: дрова, каменный уголь, сланцы, нефть, газ и т.д. Задача № 1 – найти ответ на вопрос, как получить больше энергии и при этом снизить до минимума фактор загрязнения окружающей среды. Дать школьникам попробовать себя в роли исследователей, активизировать их школьные знания и дать им новые – вот на что направлен квест «Зеленый квадрат».

Теперь командам предстояло пройти 4 этапа – «Вода», «Ветер», «Солнце» и «Атом».

Мы покажем работу гидротурбины и объясним закон вытеснения жидкости Архимеда. Ребята должны будут собрать макет гидротурбины, запустить ее в действие и увидеть, как работает энергия воды, на примере наших домино, которые должны опрокинуться, – объяснили ведущие этапа «Вода» Лилиана Шаймарданова, Настя Фомина, Евгения Заколюкина, Владислав Конев, Дарина Имамова. Еще одна самодельная установка позволяла увидеть действие архимедовой силы, причем ребятам пришлось подумать, как сделать, чтобы на погруженный в воду поплавок начала воздействовать именно она. Не у всех команд получилось сразу, зато теперь они уже не забудут соответствующий раздел из курса школьной физики.

Наш этап «Ветер» подразделяется на три подэтапа. Сначала у нас теоретическая часть – вопросы, решение загадок, связанных с данной стихией, ребусы. Потом мы покажем механическую работу, производимую ветром, на примере кораблей, которые передвигаются с помощью парусов. А теперь уже сложнее: мы расскажем и покажем, как энергия ветра преобразуется в электрическую с помощью ветродвигателя, теория которого была разработана русским физиком Николаем Егоровичем Жуковским. Ребята проведут несколько опытов и сами убедятся, что в результате воздействия ветром на двигатель загорится лампочка. Дуть на лопасти будут сами, а если у кого-то не получится, мы сделаем ветер с помощью фена, – охотно рассказывают о своем этапе его ведущие Анастасия Крохалева, Алёна Феофанова, Лиза Смирнова, Виктория Волкова, Елена Буркова.

На этапе «Солнце» Анастасия Петрова, Даниил Герман, Евгения Максимова, Джейран Аташова, Ирина Власова показали опыт Антуана Лавуазье, французского ученого, который первым применил линзы для преобразования солнечного света в тепловую энергию. Всем очень понравилось наблюдать принцип работы солнечные батарейки. Школьники поработали с собственной тепловой энергией – нагрели элемент теплом своих рук и увидели или загоревшуюся лампочку, или разницу показаний на мультиметре.

Этап «Атом» оказался, пожалуй, самым сложным. В отличие от этапов, где все можно было потрогать руками, здесь пришлось напрячь абстрактное мышление и построить модель атомной электростанции из подручного материала. Школьники узнали, как устроен реактор, что такое градирня, познакомились с краткой историей атомной энергетики в нашей стране и в мире и избавились от некоторых стереотипов, связанных с атомной энергетикой. Разобраться в этом им помогли ведущие этапа Полина Жиркова, Вика Ергунова, Маша Павлова, Арина Иванова, Дмитрий Розанов.

Еще больше информации об атомной энергетике дал научно-популярный фильм с интерактивными заданиями, который был продемонстрирован в зале ИЦАЭ после квеста. Если у кого-то остались вопросы, почему атомную энергию можно причислить к «зеленым», почему будущее человечества все-таки за ней, и как усилия мирового научного сообщества направлены на то, чтобы сделать атомные электростанции еще более безопасными, – фильм дал на них ответы.

Квест «В поисках зеленого квадрата» – это коллективный труд студентов, они поучаствовали в нем во всех возможных форматах. Павел Некрашевич придумал идею и стал главным организатором и разработчиком, Сергей Грачев и Полина Брошевицкая составили группу научного обеспечения. Студенты ГБФ сами выполнили всю необходимую работу, включая техническую – от встречи и регистрации гостей до сопровождения их по этапам квеста и фото- и видеосъемки. Результат – воодушевленные школьники, благодарные педагоги и еще один довод для старшеклассников за то, что наукой заниматься не просто нужно – это очень интересно, перспективно и вдохновляюще.

Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Надежда Абрамова