Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Школьный психолог: эксперт отвечает на вопросы студентов об этой профессии

4 января 253
Поделиться
4 января 253
Поделиться

Работа школьного психолога вызывает не меньше интереса у студентов педагогических направлений подготовки, чем собственно работа учителя. Вопросы, касающиеся профессиональных обязанностей психолога, трудностей этой профессии и приемов, позволяющих эффективно разрешать школьные конфликты, мы адресовали Анастасии Бородавкиной, выпускнице института психологии УрГПУ (2012), педагогу-психологу с 8-летним стажем. 

Анастасия Бородавкина работает в школе № 61 Екатеринбурга, регулярно проходит курсы повышения квалификации по педагогике и психологии, является слушателем и участником всех интересных семинаров, практикумов проходящих в городе. Заняла третье место в конкурсе «Педагог-психолог Свердловской области» в 2016 году. А еще Анастасия — героиня фильма «Как вырастает учитель», который все студенты и работники УрГПУ хотя бы раз, конечно же, видели. 

Часто ли в своей практике вы сталкиваетесь с нежеланием родителей идти на контакт? Как стоит вести себя в подобных ситуациях? 

— К сожалению, такие случаи встречаются. Предложение обратиться к психологу, исходящее от классного руководителя или администрации школы, воспринимается «в штыки». В подобных ситуациях мы пытаемся развеять страхи и стереотипы: рассказываем родителям, во-первых, кто такой психолог и какой деятельностью он занимается в школе, во-вторых, чем он может быть полезен в конкретном случае. Часто приходиться рассказывать, какую работу может педагог-психолог провести с ребёнком, как именно она сможет улучшить проблемную ситуацию. Иногда достаточно одной встречи психолога с родителям, чтобы их разубедить, иногда же требуется общение в течение нескольких встреч. Если родители категоричны — возникшая проблема рассматривается без участия школьного психолога. Психологическая помощь не навязывается, она может быть оказана только на добровольной основе. 

Как долго на практике может выстраиваться контакт с проблемным школьником? 

— В моей практике был опыт выстраивания отношений с родителями, а затем со школьником в течение нескольких месяцев. Бывали случаи, когда родители шли на контакт, а ребёнок отказывался от посещения педагога-психолога. Тогда мы работаем не с ребенком непосредственно, а в направлении консультаций «психолог—родитель/законный представитель». 

Вы становитесь свидетелем драки. Ваши первые действия? 

— Во-первых, конечно, разнять дерущихся детей. Во-вторых, развести в разные стороны, помочь успокоиться (при необходимости оказать первую помощь), попытаться выяснить причину конфликта и прийти к конструктивному решению. Может случиться так, что потребуется помощь учителя, администрации школы или родителя. В такой ситуации будешь действовать не с позиции педагога-психолога, а ответственного взрослого. 

В каком классе необходимо проводить тест по профориентации и вообще сколько раз всего нужно его проводить в течение школьного курса? 

— Считаю, что начальную профориентацию, важно проводить даже в начальной школе. Это расширит кругозор у ребёнка, обогатит его представлениями о профессиях. Фактически это происходит на уроках окружающего мира в начальных классах. Что же касается более глубокого погружения, думаю, детям будет интересна и полезна профориентация с 7 класса, тестирование с 8-го. Тогда в 9 классе, при выборе экзаменов, при выборе дальнейшего учебного заведения у обучающихся не возникнет вопрос: «А что дальше?!» 

Профориентация может включать в себя не только тестирование, но и профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическую поддержку. Короче, это все мероприятия, направленные на подготовку обучающихся к будущему самоопределению, вырабатывающие у школьника сознательное отношение к труду. 

В каком ключе должен выстраиваться контакт психолога и учителя/классного руководителя, и что делать в случае, когда учитель отказывается выполнять рекомендации психолога? 

— Контакт психолога и учителя/классного руководителя — это сотрудничество. На сегодняшний день эмоциональное благополучие и успеваемость детей — важные компоненты, которые волнуют всех участников образовательного процесса. На примере нашей школы могу сказать, что единая работа учителя и педагога-психолога как механизм сопровождения и детей нормы, и детей ОВЗ в условиях инклюзии, уже приобрела немаловажное значение, мы в течение лет выстроили эту работу и по праву гордимся тем, что получилось. Такое сопровождение обучающихся во время учебного процесса ведет к развитию гармоничной личности школьника. 

При сопровождении ребенка функционал учителя/классного руководителя и педагога-психолога различается. Каждый специалист выполняет работу, по заранее выстроенному плану, согласно внутренним документам образовательного учреждения. Единый комплекс сопровождения составляется с учетом личностных и возрастных особенностей развития школьника. Если кто-то из участников сопровождения нарушает прописанные условия, ситуация рассматривается на административном уровне. 

Что может (и должен) сделать школьный психолог, если в школе имеет место буллинг, и как должна быть выстроена работа психолога, чтобы атмосфера в школьном коллективе была дружелюбной и толерантной? 

— Когда в школе появляется ситуация с буллингом, то роль психолога, конечно, имеет большое значение. Работа будет проводиться со всеми участниками конфликта. Это долгий процесс, который включает развитие навыков конструктивного преодоления конфликтов, развитие саморегуляции и коммуникативной компетенции. Усилия психолога будут направлены на помощь в овладении трудной ситуацией, на формирование жизнестойкости у детей. Чтобы предотвратить такие случаи, под контролем школьного психолога с самого начала должна быть работа, направленная на снижение уровня агрессивности, тревожности, на оптимизацию межличностных отношений, на повышение самооценки, развитие чувства эмпатии, на создание толерантной, психологически комфортной обстановки.

Материал подготовила Ирина Шаманаева