Содержание филологического образования в период детства: векторы изучения
Профессорское собрание УрГПУ приступило к работе в новом учебном году, и 25 сентября новый цикл лекций открылся лекцией доктора филологических наук, профессора Маргариты Кусовой «Содержание филологического образования в период детства».
Мир детства является источником бесконечных открытий не только для ребенка, но и для исследователей, которые обращены к этому миру. Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе института педагогики и психологии детства УрГПУ в течение почти тридцати лет занимается проблемой филологического образования в период детства, выделив в рамках этой глобальной проблемы направление, связанное с развитием языковой личности. Данное направление сегодня становится особенно актуальным, так как современные образовательные стандарты обращены именно к личности: в ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что «содержание Программы должно обеспечить развитие личности...», в ФГОС начального общего образования речь идет о личностных результатах освоения основной образовательной программы, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования выделяются и в ФГОС основного общего образования.
Ориентация на языковую личность определяет содержание деятельности представляемой научной школы «Содержание филологического образования в период детства»: создана концепция филологического образования в период детства, выявляется специфика языковой личности ребенка и разрабатывается лингводидактическое обеспечение развития языковой личности в период детства, определяются существенные особенности речевой деятельности ребенка и разрабатывается методическое обеспечение совершенствования видов речевой деятельности ребенка, коммуникативных качеств речи.
С учетом ценностно-целевых оснований филологического образования в период детства Маргарита Львовна представила языковое образование, речевое развитие и литературное развитие и литературное образование как целостный процесс филологического образования и «филологического» развития, как парадигму: овладение ребенком языком как системой средств в речевой деятельности и в процессе восприятия произведений литературы и фольклора — осознание единиц этой системы — осознание функций единиц системы языка в речи и художественной литературе — эстетическое восприятие художественной литературы — осознание системы языка, категорий и отношений — осознание эстетической функции художественной литературы.
Обобщая основные результаты исследований в данном направлении, Маргарита Львовна отметила следующее. Представленной научной школой:
— выявлены лингводидактические подходы к процессу развития языковой личности в языковом образовании,
— определена специфика языковой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста,
— выделены базовые концепты в языковом сознании детей дошкольного и младшего школьного и определена специфика их наполнения,
— определены критерии, показатели и уровни сформированности концепта как одного из показателей развития личности,
— разработан диагностический инструментарий развития языковой личности ребенка и его языкового сознания,
— осуществлено моделирование концептосфер в языковом сознании ребенка и моделирование процесса языкового образования как процесса развития языковой личности,
— разработана методическая модель развития личности, основанная на концептуальном подходе.
Кроме этого, описан лексикон ребенка как репрезентация в языковом сознании ребенка определенных семантических областей и ментальных образований, при описании лексикона ребенка одновременно реализуются когнитивный, системно-языковой, функциональный и коммуникативный подходы, что также определяет новизну исследований, осуществляемых данной научной школой.
Перспективы научной школы связаны с содержательным уточнением лингвометодические компетенций педагога ДОУ и начальной школы, с определением оптимального содержания филологического образования в начальной школе с учетом требований ФГОС, определением обусловленности процесса развития личностных качеств ребенка и содержания лингвистического образования, в определении содержания коммуникативно ориентированного лингвистического образования, разработке содержания лингвистического образования в поликультурной среде.
Профессорское собрание УрГПУ