Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Состоялась открытая профессорская лекция о противоречиях педагогической системы

25 апреля 293
Поделиться
Рассказать

Новая открытая лекция Профессорского собрания УрГПУ состоялась 24 апреля в электронном читальном зале ИИЦ-научной библиотеки. Профессор института математики, физики, информатики и технологий, доктор педагогических наук Александр Усольцев, заведующий кафедрой теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактике прочитал лекцию на тему: «Почему в образовании так много проблем?»   

Лекция представляет собой сжатое содержание курса лекций «Основные противоречия развития педагогической системы», который, в свою очередь, является частью курса «Основные проблемы развития науки и образования» для магистрантов. 

 — Почему же именно в образовании так много проблем? Педагогические системы очень сложные, потому что они открытые, многоаспектные, многосторонние, они охватывают все сферы нашей жизни, — с такого вступления начал Александр Усольцев. — Чтобы в этом разобраться, попробуем максимально упростить все элементы и построим модель

Александр Петрович представил слушателям схему с главными элементами этой системы (учащийся и учитель). Это реальные элементы. Есть элементы идеальные — цель и результат. Между ними — средства коммуникации, методы, формы, технические средства обучения. Элементы воздействуют друг на друга сигналами прямой и обратной связи. Изменение какого-то одного элемента влечет за собой изменение всех остальных. Например, глобальные изменения в сфере техники, ТСО поменяли не только техническую оснащенность учащихся и учителя, но и внесли новое во взаимоотношения между ними и между каждым их них и системой в целом. Подготовка к уроку и отчетность учителя перенесены в компьютер, коммуникации детей — в соцсети, и т.д. 

— Общество не воздействует на учителя, учитель — его часть. Поэтому все болезни нашего общества существуют и в педагогической системе, — отметил Александр Петрович

Практически все сигналы, которые элементы системы подают друг другу, вступают в противоречия между собой и с внешней окружающей средой. Эти противоречия диалектические, неустранимые (или устранимые только вместе с самими элементами). С одной стороны, противоречия системы заставляют развиваться. С другой стороны — затрудняют развитие, ставят перед системой все новые и новые, трудноразрешимые проблемы. 

Например, есть противоречие между целью, поставленной обществом перед образованием, и действием этого общества на ученика и учителя. Общество ставит перед школой задачи, школа пытается их решить, а общество при этом оказывает на учеников и учителей прямо противоположное воздействие. Можно взять для примера задачу воспитания. Школа пытается ее выполнить, но справляется только до известных очень небольших пределов, потому что авторитетами для школьников являются сверстники, родители, СМИ, отдельные педагоги, но не школа в целом. Однако задача воспитания поставлена, и если ребенок совершает правонарушение, виноватой в этом общество «назначает» школу, хотя всем очевидно, что это результат совсем других влияний. 

Еще одно противоречие — между практикой внедрения передового педагогического опыта и невозможности изменения средств коммуникации без осознания принятия учителем цели этих изменений. Можно сколько угодно порицать учителей, за то, что каждая новаторская инициатива начальства вызывает у них только один вопрос: как за эти нововведения правильно отчитываться. Проблема в том, что никакие изменения не рождаются в государственной системе путем внедрения сверху. Формализация любого живого и работающего опыта приводит к тому, что система рано или поздно упирается в букву, теряется дух. 

Назовем еще несколько рассмотренных противоречий: 

— противоречие между массовым характером образования и необходимостью индивидуального подхода к ученикам; 

 — между величиной информационного потока и физиологическими возможностями переработки всей этой информации; 

— между требованиями программы и интересами и потребностями самого ученика, т.е. проблема мотивации; 

— кадровое противоречие — между потребностью в самых лучших кадрах и недостатком механизмов для их привлечения и удержания. Причиной низкого социального статуса педагога Александр Петрович назвал вовсе не низкую зарплату, хоть она действительно низкая. Но не она в основном отталкивает от этой профессии перспективных молодых людей. Отталкивает микроконтроль, необходимость отчитываться по множеству ничтожных поводов. Перегруженность бумажной работой снижает КПД учителя, заставляет его бесцельно тратить время, которое следовало бы проводить с детьми. 

Еще несколько противоречий: 

 — новые средства коммуникации не находят понимания у людей, которые не могут и не хотят с ними работать; 

— невозможно качественно оценить результаты работы учителя, оценка именно качества будет субъективной, а по формальным показателям — несправедливой (потому что лучшим учителем легко может быть признан вовсе не тот педагог, которого любят дети, а тот, у кого лучше конкретный хорошо представленный в отчетах показатель); 

— общество требует от образования быстрых результатов, а обратная связь отсрочена во времени; «работа на перспективу» — самообман, и школа в реальности находится в самом лучшем случае в сегодняшнем дне, чаще всего — во вчерашнем. 

Но самое серьезное противоречие заключается в синергетическом характере педагогической системы и кибернетическом характере управления ее развитием. Александр Усольцев процитировал слова Ивана Иллича: «Университет — место генерации необязательных знаний». По-настоящему задача университетов формировать среду, в которой воспитываются интеллектуалы, создавать атмосферу, в которой формирование знаний, обмен знаниями будет самым естественным занятием обучающихся людей. Между материальной базой и качеством образования существенной связи нет. Наиболее сильная связь существует между квалификацией кадров тех, кто учит и тех, кто учится. «В идеале университет — это тусовка по обмену знаниями», — сказал Александр Петрович. И все-таки, несмотря на серьезные и неразрешимые противоречия, есть одно бесценное качество работы учителя, за которое молодежь и продолжает выбирать эту профессию. Это единственная творческая из массовых профессий. «Мы каждый день идем на борьбу со стихией!» — заключил лектор. А на вопрос, видит ли он свет в конце туннеля, ответил, что надежда есть, и она связана с приходом разносторонних, думающих учеников и молодых педагогов. 

Следующая профессорская лекция состоится 15 мая в электронном читальном зале в 15.30.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Мария Кочнева