Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ состоялся Фестиваль педагогических идей в организации внеклассной работы по детскому чтению

25 мая 684
Поделиться
25 мая 684
Поделиться

20 мая в канун Общероссийского дня библиотек в УрГПУ онлайн прошел Фестиваль педагогических идей. Его провели кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах института педагогики и психологии детства и Научная библиотека.

Студенты института педагогики и психологии детства под руководством доцента Светланы Томиловой представили авторские разработки, презентации планов-сценариев уроков, занятий и мероприятий внеклассного чтения, ориентированных на повышение интереса дошкольников и младших школьников к произведениям русской и зарубежной классики и современной художественной литературы в опыте смыслового чтения. 

Цель фестиваля — систематизировать представления студентов о методике и актуальных практиках внеклассного чтения: проанализировать и обобщить образовательные возможности и особенности нестандартных уроков и мероприятий в организации внеклассной читательской деятельности с детьми 

Идея фестиваля заключалась в демонстрации и обсуждении педагогических идей и методических разработок (моделей, планов-конспектов, алгоритмов, сценариев) уроков/занятий и мероприятий по организации внеклассного чтения в развитии читательских навыков детей младшего школьного возраста. Участники фестиваля вместе искали ответы на вопросы, связанные с осмыслением методики внеклассного чтения: Зачем нужны уроки внеклассного чтения? Как проверять и оценивать подготовку учащихся к этим урокам? Чем непосредственно заниматься на уроках внеклассного чтения? Какие методы и приемы использовать, чтобы воспитать у детей положительное отношение к самостоятельному чтению? 

Участникам было предложено два направления работы фестиваля. Первое — творческие уроки внеклассного чтения в начальной школе: разнообразие типов и видов (урок-сказка, урок-викторина, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-игра и другое). Второе направление — книжные и литературные мероприятия для младших школьников: растим читателя (литературная гостиная, литературной праздник, литературный ринг, литературный конкурс, литературное кафе и другое). 

Педагогическая эффективность совместной деятельности педагога и учащихся во внеклассном чтении определяется исходя из главной цели — готовить школьников к самостоятельному чтению. В соответствии с этим критерием шесть проектов участников, по мнению экспертов, стали лучшими и отмечены дипломами фестиваля. 

Это интерактивное занятие «Басни И. А. Крылова» (А. Кирпищикова, А. Рощина, группа НОДО-1801), литературная игра «В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве. Сказки А. Н. Афанасьева» (Ю. Сысак, К. Шабалина, группа НОДО-1801); урок-путешествие «Мифы Древней Греции» (В. Павлова, Д. Афинчук, группа НОДО-1801); книжный квест «Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима» (М. Колмакова, В. Костяшина, группа НОДО-1801); литературное путешествие «Сказки Х.К. Андерсена» (Д. Ковина, К. Шаймарданова, Е. Коротаева, группа НОДО-1802); урок-конкурс «Русские народные сказки» (Д. Васина, М. Исакова, А. Пономарева, группа НОДО-1801). 

Коллекция лучших работ участников фестиваля педагогических идей во внеклассной работе по детскому чтению будет представлена в Программе к Общероссийскому дню библиотек на сайте библиотеки УрГПУ к 27 мая.

Фестиваль проводился в рамках изучаемой дисциплины «Организация работы с детской книгой» и, как отмечает Светлана Томилова, получился ярким, творческим, информативным событием профессионального общения и обогащения опытом работы с детской книгой. Студенты показали заинтересованность и педагогическое мастерство в разработке событий внеклассного чтения с детьми. Сохраняя эмоциональное отношение учащихся к произведению, опираясь на их впечатления, наблюдения, знание текста, умения, они старались вычленить ту или иную нравственную или эстетическую проблему, предлагали систему заданий и вопросов для обдумывания, рекомендовали различные виды самостоятельных заданий и конкурсов. 

О внеклассном чтении и ресурсе библиотеки в продвижении детской книги рассказала Лилия Якина, выделив образовательные, воспитательные, коммуникативные возможности, которые возникают при взаимодействии педагогов и библиотекарей школьных БИЦ, специалистов детской библиотеки и родителей. В современном мире, где правят развлекательные интернет-технологии, книге не так просто найти своего читателя. Решение задач воспитания читающей личности требует живых, личностно-значимых форм книжной коммуникации, соответствующих методов в работе с книгой, обеспечивающих активную позицию ребенка в осмыслении прочитанного. Эффективность часто достигается сочетанием традиционных и инновационных способов взаимодействия с читателями.  

Читателям было представлено научно-методическое издание ИИЦ—НБ совместно с Ассоциацией школьных библиотекарей Екатеринбургского дома учителя — электронный сборник «Феномен библиотечного урока»: авторские разработки уроков, сценарии, конспекты библиотечных занятий педагогов школьных БИЦ. Представление лучших практик работы по развитию читательских компетенций школьников в образовательных учреждениях, в соответствии с новым профессиональным стандартом педагога-библиотекаря, способствует созданию единой библиотечно-образовательной среды города. 

ИПиПД, ИИЦ—НБ