Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Специалисты по работе с особыми детьми обсудили деятельность психолого-медико-педагогических комиссий

4 июня 2019 1203
Поделиться
23.10.21 1203
Поделиться

Уральский государственный педагогический университет выступил соорганизатором Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в современном образовательном пространстве». Открытие и первый день работы конференции состоялись 3 июня в конференц-зале отеля «Онегин». С пленарными докладами выступили организаторы: представители Центра защиты прав и интересов детей, федерального ресурсного центра ПМПК (г. Москва), Московского городского педагогического университета, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс».

Новая проблематика в работе ПМПК 

Конференция привлекла внимание представителей российских регионов, приехали специалисты ПМПК не только из Свердловской области. Представлены Курганская, Тюменская области, ХМАО, ЯНАО и другие субъекты РФ. 

Наиболее сложные вопросы, которые вызывает деятельность ПМПК у самих специалистов и руководителей комиссий, образовательных организаций и родителей, выдвинуты на первый план. Среди них: как обследовать лиц, уже достигших 18-летнего возраста; как при осуществлении диагностики работать с детьми с ТМНР, с расстройствами аутистического спектра, с девиантным поведением; как обследовать детей раннего возраста; какие рекомендации может дать ПМПК по прохождению ребенком ГИА; как осуществлять межведомственное взаимодействие специалистов, прежде всего педагогов и медиков; как взаимодействовать с бюро МСЭ, и многое другое. 

Участников конференции приветствовала и.о. директора департамента общего и дополнительного образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Наталья Сокольская

— Свердловская область очень активно включилась в процесс реализации ФГОС ОВЗ. Именно в нашей системе для ребенка фактически выстраивается индивидуальная образовательная траектория. И здесь очень многое зависит от специалистов ПМПК. Именно они, столкнувшись с этим ребенком, семьей, их актуальной ситуацией впервые в жизни, фактически дают ему рекомендации, чтобы их коллеги в системе образования в той образовательной организации, которую выберут родители, могли реализовать те возможности, которые, несмотря на ограничения, обусловленные здоровьем, выведут его на качественный уровень, на котором он сможет существовать в нашем обществе. Сегодня мы сможем получить из первых уст актуальную информацию о том, как идут дела в этой сфере, и какие актуальные вопросы обсуждаются, разрабатываются, планируются к реализации на уровне всей России. 

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова отметила, что взаимодействие педагогов, психологов и медиков осуществляется непрерывно, на разных площадках, в том числе и на площадке УрГПУ. Это взаимодействие не привязано к сезонам и датам, но все же 1 июня, день защиты детей — повод задуматься о том, достаточно ли делается для того, чтобы ценность детства в нашей стране, регионе, городе, школе, семье стала непреходящей. 

Светлана Алигарьевна напомнила, что институт специального образования (ранее — дефектологический факультет) УрГПУ действует уже 60 лет и является кузницей кадров для УрФО и для всей страны по самым разным направлениям работы с особыми детьми. УрГПУ не только готовит специалистов в рамках бакалавриата и магистратуры, в том числе за счет бюджета, но и ставит перед собой задачу реализации различных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и психологов — специалистов ПМПК. 

— Важно, чтобы в комиссиях работали профессиональные люди, знающие современное состояние дел, — заключила Светлана Алигарьевна. — Наши коллеги чувствуют и понимают, какие направления сейчас особенно значимы. Это проблематика, связанная с меняющейся нормативной базой, вопросы депривации, дифференциальная диагностика, особенности взаимодействия со «смежниками». И, что особенно важно, постановка проблем, с одной стороны, со старой, с другой — с постоянно актуализирующейся задачей, — она касается девиантного поведения детей

С 1 сентября заключения ПМПК перестанут носить рекомендательный характер для родителей 

Любовь Герасимович, врач-психиатр, заместитель директора Центра защиты прав и интересов детей, ФРЦ ПМПК, выступила с докладом «Роль ПМПК в системе образования. Векторы развития». 

Любовь Александровна рассказала о новшествах, которые в ближайшем будущем коснутся ПМПК. Планируется переход к централизованной модели, когда все ПМПК региона будут работать на базе центра психолого-медико-социального сопровождения. Специалисты территориальных ПМПК будут штатными сотрудниками Центра. Эта мера позволит систематизировать, унифицировать деятельность ПМПК, повысить статус сотрудников (поскольку сейчас, когда большинство педагогов, медиков и психологов работает в территориальных ПМПК на неосвобожденной основе, существует кадровая проблема и качество экспертизы нередко оставляет желать лучшего). Кроме того, централизация будет сопровождаться ростом прозрачности работы ПМПК и повышением ответственности за выдаваемые заключения. ПМПК будет получать государственное задание, поэтому Министерство просвещения РФ готовит соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании». 

Подготовлено и проходит экспертизу новое положение о ПМПК. Новые положения коснутся ГИА для обучающихся по адаптированным образовательным программам, индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками с девиантным поведением и некоторых других позиций. Настоящую бурю вызвало сообщение о том, что в новой редакции будет исключен пункт о рекомендательном характере решений ПМПК для родителей. Теперь копия заключения ПМПК будет направляться в образовательную организацию, где обучается ребенок. Этого новшества ждут директора школ, ждут педагоги и психологи, однако сами родители относятся к нему неоднозначно. Отвечая на вопросы из зала, Любовь Герасимович уточнила, что норма Закона об образовании о праве выбора родителями образовательной организации для ребенка никем не оспаривается. Кроме того, посещение или непосещение ПМПК останется добровольным выбором родителей. 

Комплексная диагностика в условиях ПМПК: возможно ли ее приблизить к идеалу? 

С очень интересным подробным докладом «Современные подходы к комплексной диагностике нарушений развития у детей с ОВЗ в условиях ПМПК» выступила Олеся Югова, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук. 

Олеся Вячеславовна начала с цифр, не внушающих большого оптимизма: не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми. 86% новорожденных имеют перинатальное поражение ЦНС. Тем не менее, за ранней помощью обращается очень малый процент родителей таких детей, как правило — при наличии тяжелых патологий развития. С неявно выраженными нарушениями на ПМПК родители детей до 3 лет обращаются редко, надеясь сначала решить проблемы на медицинском уровне или рассчитывая, что все пройдет само. 

Проблемы современного семейного воспитания, по словам Олеси Вячеславовны, во многом кроются в незнании нормативов детского развития в онтогенезе, а следовательно — в завышенных или заниженных требованиях к ребенку. Понятие нормы «плавает», индивидуализируется, неговорящий ребенок в 3 года зачастую не вызывает тревоги. По мнению докладчика, снижать норму нельзя, но необходимо учитывать обстоятельства, в которых воспитывается ребенок. Например, оценка навыков самообслуживания имеет смысл, если точно известно, что ребенка этому учат, и т.д. 

Олеся Югова рассказала о том, как процесс экспертизы на ПМПК должен выглядеть в идеале (а в идеале это 17 пунктов, от выяснения клиентского запроса до контроля выполнения рекомендаций ПМПК и наблюдения состояния ребенка в динамике). Она отметила необходимость стандартизации и единообразия в оформлении заключения ПМПК. При этом, отвечая на вопрос из зала, Олеся Вячеславовна подчеркнула, что переход на чисто количественную шкалу оценивания состояния ребенка невозможен, количественный подход обязательно должен сопровождаться качественной оценкой. Было бы полезно разработать методичку для родителей, расшифровать термины, которым пользуются специалисты ПМПК, показать «вилку» возможных исходов при поставленном диагнозе. 

Достижения, проблемы и перспективы региональных ПМПК

О деятельности ПМПК в Свердловской области рассказала заместитель директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», руководитель центральной ПМПК Свердловской области Ирина Третьякова. Ирина Анатольевна рассказала о том, сколько ПМПК, муниципальных и на базе государственных образовательных организаций, работает в области, каков их кадровых состав, какова структура обращений за экспертизой. Так, например, в 2018 году 51% обращений было по поводу школьников, 47% — дошкольников, 2% — с детьми в возрасте до 3 лет. ПМПК в Свердловской области хорошо оснащены, как в кадровом, так и в материально-техническом отношении. В их распоряжении есть средства альтернативной коммуникации: планшеты, управляемые взглядом, интерактивные столы и т.д. 

Руководитель центральной ПМПК области обрисовала перспективы развития этой службы и выразила уверенность в том, что помощь в выстраивании образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями будет в меняющихся условиях осуществляться еще эффективнее. До конца 2019 года это 3 основных направления: расширение сети ПМПК в области, т.к. пока они есть не во всех муниципалитетах, и существуют очереди на экспертизу; внедрение формата онлайн-консультирования родителей; автоматизация и стандартизация работы во всех ПМПК Свердловской области, введение одинаковые формы протоколов и заключений. 

После обеда прошла еще одна сессия конференции, на которой обсуждались специализированные аспекты деятельности ПМПК.

Помощь людям от 0 до 60 лет

4 июня на базе УрГПУ прошли секции и мастер-классы.

Олеся Югова, доцент кафедры логопедии института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, рассказала о комплексном психолого-педагогическом обследовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Она отметила, что причинами нарушения развития ребенка могут быть не только биологические факторы, но и психолого-социальные:

— Когда энергетически вкладываешься в ребенка, получаешь адекватный ответ. В младшем дошкольном возрасте очень важна эмоциональность. Ребенок может расти в семье, но у него возможна эмоциональная депривация, если мать «сухая», необщительная, если у нее истощен собственный ресурс. Постулат «нельзя приучать ребенка к рукам» — это миф. Невозможно не приучить ребенка к любви и ласке.

Олеся Вячеславовна не только объяснила, на что нужно обращать внимание специалистам при осмотре ребенка, но и показала видео с реакциями здоровых детей и детей с отклонениями в развитии.

Любовь Герасимович, заместитель директора Центра защиты прав и интересов детей, углубилась в очень актуальный на сегодня вопрос формирования заключений ПМПК о создании специальных условий при проведении ГИА. Специалисты скрупулезно выясняли, кто должен сдавать в 9 классе 2 экзамена, а не 4, кому необходимо увеличить время аттестации.

Конкретные вопросы, такие, как составление расписания, обсуждали на семинаре «Организация логопедического пункта». Провела семинар специалист Центра защиты прав и интересов детей Антонина Каковкина.

Ирина Свиридова, ведущий специалист Центра защиты прав и интересов детей, обсудила со специалистами организацию обследования детей с девиантным поведением и определение условий организации индивидуальной профилактической работы.

Секцию для руководителей ПМПК провела руководитель федерального ресурсного центра, и. о. директора Центра защиты прав и интересов детей Людмила Вакорина. На ПМПК начали обращаться не только родители с младенцами, но и взрослые люди вплоть до 60 лет. Поэтому обсуждались вопросы обследования лиц старше 18 лет, обратившихся за рекомендациями по созданию специальных условий получения профессионального образования и профессионального обучения, а также проблемы организация деятельности ПМПК и особенности ведения документации.

Текст: Ирина Шаманаева, Татьяна Мостон
Фото: Александра Карпушева