Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Студенческий социальный театр «Отражение» и библиотека УрГПУ подготовили дискуссионную программу ко Дню театра

31 марта 228
Поделиться
31 марта 228
Поделиться

29 марта в актовом зале Научной библиотеки УрГПУ студенческий социальный театр «Отражение» представил посвящённую Всемирному дню театра программу с демонстрацией различных театрализованных форм проведения внеурочных мероприятий для детей.

Затем состоялась дискуссия, на которой специалисты библиотеки, студенты-актеры театра «Отражение» и приглашенные гости на встрече к Всемирному дню театра, который отмечается ежегодно 27 марта, профессиональному празднику и значимому поводу для всех ценителей театрального искусства, литературы и творческих личностей, размышляли о возможностях работы с книгой и театральной педагогике, технологиях коммуникации и продвижения чтения в воспитании детей и молодежи. 

Как использовать силу искусства и театральные техники в образовательной среде, в развитии понимающей, творческой личности? Что дает педагогу владение приемами театральной деятельности? — задала направление обсуждению Лилия Якина, кандидат педагогических наук, главный библиограф ИИЦ—НБ. На эти и другие вопросы участники встречи старались ответить в ходе знакомства с деятельностью театра «Отражение» на базе ИМиХО под руководством Надежды Серебренниковой и особенностями его социокультурного сотрудничества с библиотекой вуза в проведении тематических литературно-педагогических гостиных, читательских встреч. К обсуждению подключились Ирина Шаманаева, главный редактор газеты «Народный учитель», Людмила Кузнецова, многолетний сотрудник и друг библиотеки, и Илья Шахнович, аналитик центра культурно-образовательных проектов.  

Инсценировка фрагмента произведения Астрид Линдгрен «Пеппи в стране Веселии» в исполнении Екатерины Павловой, студентки ИМХО и Полины Шлыковой, студентки ИФМК, вывела участников на обсуждение неоднозначного образа героини детской книги. Чему учит Пеппи? Как работать с этим художественным материалом с детьми? Что это за истории о рыжеволосой девчонке в стиле вредных советов? Воспитательный потенциал в скрытом виде нужно уметь разглядеть, почувствовать, дети отлично чувствуют иронию, понимают юмористический посыл небывальщины и смысл доведения ситуации до абсурда, отметила Ирина Шаманаева

Методически интересно подобрать вопросы к прочтению книги с детьми для общения с ее «ожившими» героями, продолжить диалог в жанре интерактивной игры в соответствии с возрастом зрителей. Да, Пеппи большая фантазёрка, но она многое умеет и много знает, ее история — несомненно, это важный опыт для юного читателя. 

 — Представленный жанр театрального этюда интересен тем, что исполнители ролей сами моделировали персонажей, ситуации и ход их развития, а главной сквозной деталью стала книга — источник вдохновения, взаимопонимания в сценках «Подружки», «Свидание», «Девушка и хулиган» в общем обрамлении сюжетов «В парке», разыгранных студентами ИМХО, — об особенностях этюдов рассказала Надежда Серебренникова, режиссер, сценарист, педагог театрального коллектива с опытом работы в дополнительном образовании более 30 лет. 

Специалисты библиотеки рассказали, как во взаимодействии с участниками театрального объединения рождаются интересные студентам и школьникам форматы общения, выбирается актуальная тематика встреч, встраиваются театральные приемы в литературных гостиных, дискуссиях, отбирается материал для театральной композиции и оригинального сценария, где главным становится слово, интонация, жест, мимика, движение, диалог, рефлексия всех участников. 

Одной из первых в опыте была инсценировка по философской сказке Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» к памятной дате писателя на встрече участников конкурса библиотеки «Любовь к планете людей». Это был итоговый этап конкурса школьников, награждение авторов лучших работ, общение с персонажами. 

 — Мы поняли, что точка творческого роста и удивления в диалоге «вокруг книги» начинается с таких приемов как отбор персонажей, «ожившие герои книг», громкие чтения, театральный этюд, декламация, погружение-обсуждение, эмпатия; далее следует стратегия вопросов к читателям по содержанию книги, художественный текст которой словно продуцирует направление и логику его обсуждения, выбор способов проявления ценностного отношения читателей к проблематике встречи, прием «мнение экспертов». В воплощении замысла события огромную роль играют выразительные средства и вовлекающие сценические приемы театральной педагогики, а также общепедагогические технологии развития личности. Инсценирование ключевых моментов произведений классики совмещается с викториной, литературным турниром, игроизацией, этапами дискуссии, музыкальным и визуальным оформлением для подкрепления основные идеи, — поделилась Лилия Якина

Вся эта работа направлена на личностный рост и более глубокое понимание литературных произведений классики и современных авторов, повышение интереса к чтению, внимания к духовно-нравственным проблемам человека. Общие социальные, педагогические, общекультурные задачи объединили библиотеку и студенческий театр, транслируя в образовательной среде технологии работы с детьми и молодежью на основе прочтения книги и включения читателей, зрителей в культуротворческую, смыслотворческую деятельность. 

Идея создания театра появилась у группы студентов института социального образования (сейчас вошедшего в состав института общественных наук). Идею создания театра поддержали Ирина Ларионова (в то время — директор ИСОбр), Владислав Середа (тогда — проректор по социальной и воспитательной работе УрГПУ), Иван Попп (в те годы — директор центра реализации студенческих проектов и программ) и Илья Шахнович (тогда — заведующий сектором студенческих проектов и неформального образования)

Студенческий социальный театр «Отражение» родился пять лет назад, в 2015–2016 учебном году. Была создана программа неформального образования «Театральная педагогика как средство развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза», по которой охотно обучались студенты УрГПУ.

С 2018 года начался новый этап в развитии деятельности театра. Базой для него стал институт музыкального и художественного образования. Директор института Ростислав Панкевич предоставил театру возможность пользоваться залом учебного корпуса на ул. Карла Либкнехта, 9.

Именно там, при поддержке заместителя директора института по воспитательной работе Наталии Сродных, заведующего кафедрой теории, истории музыки и музыкального исполнительства Ольги Плехановой, доцента кафедры художественного образования Рената Хасбатова, репертуар театра обновился. Появилась возможность ставить мюзиклы с «живым» исполнением, театрализованные социокультурные мероприятия в формате игровых программ, моноспектаклей, уроков-размышлений, агиток, спектаклей-концертов, эстрадных миниатюр.

Как рассказала Надежда Серебренникова, руководитель театра «Отражение», на сегодняшний день представители проектной группы театра с успехом принимают участие в театральных конкурсах-фестивалях, студенческих конференциях на тему культурной идентичности и социальной ответственности. Также на счету представителей театра «Отражение» победы в городских, областных, всероссийских конкурсах проектов, в том числе Всероссийский фестиваль-конкурс молодёжных театров, Всероссийский конкурс «Моя страна — моя Россия».

Постоянными партнерами проекта является ИИЦ Научная библиотека УрГПУ в лице директора Татьяны Катраджаевой и главного библиографа Лилии Якиной, музей истории УрГПУ в лице директора Степана Лыты, который стал инициатором организации выставки, посвященной первому театру УрГПУ.

— Сейчас с уверенностью можно сказать, что театр состоялся и ему жить! Благодарим за поддержку нашей деятельности всех сопричастных к процессу становления и развития коллектива и ждем всех 29 марта на нашу новую программу! — говорит Надежда Серебренникова.

Пресс-служба УрГПУ
по материалам ИИЦ —НБ