Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

«Студентам необходимо давать сложные задачи». В УрГПУ прошел Региональный форум преподавателей общественных наук

15 февраля 300
Поделиться
15 февраля 300
Поделиться

11 февраля состоялся Региональный форум учителей истории, обществознания и географии. Преподаватели общественных наук обсудили проблемы научного познания общественных явлений и формирования способностей к такому познанию у школьников, вопросы регионоведения в рамках преподавания истории и географии, и формирование функциональной грамотности в процессе изучения общественно-научных предметов.

Участников форума приветствовала ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Ректор подчеркнула своевременность и важность обсуждения поднятых на форуме вопросов. 

Анна Коротун, директор института общественных наук УрГПУ, отметила позитивную возможность обсудить целый комплекс наук, связанных общей проблематикой: к ним можно также отнести и право. Вдумчивый разговор о культуре, нравственности, гражданственности, правосознании, правах человека — это ответ на главные вызовы нашего времени. 

Ольга Уколова, канд. ист. наук, доцент кафедры общественно-научных дисциплин Института регионального образования, методист МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», во вступительном слове сказала о том, что мы наблюдаем процесс непрерывных общественных изменений, и на наших глазах в них рождаются новая педагогика, новая дидактика. Педагог, и прежде всего преподаватель общественных дисциплин, должен быть постоянно включен в этот процесс. 

Затем начался основной блок докладов. Модератором выступила заведующая кафедрой истории России УрГПУ, канд. ист. наук, доцент Галина Кругликова

Организаторы форума: УрГПУ, муниципальное бюджетное учреждение Информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», Свердловское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», Предметно-творческая лаборатория учителей общественно-научных предметов Екатеринбурга 

В секции «Научное и учебное историческое познание: теоретический и практический подходы» выступили Елена Прямикова, докт. социол. наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ, и Юлия Русина, канд ист. наук, доцент кафедры истории России УрФУ им. Б.Н. Ельцина. С чем связан пространственный поворот в обществознании, надо ли изучать общество как пространство, почему это трудно для восприятия студентами и школьниками и, тем не менее, необходимо, — этим вопросам был посвящен доклад Елены Прямиковой

Юлия Русина констатировала разрыв между поколениями преподавателей и студентов в том, что касается передачи культурных кодов от поколения к поколению. К примеру, студентам очень плохо знакомы имена, мемы, культурные явления, относящиеся к советскому периоду. Это явление не оценивается в категориях «плохо-хорошо», но оно затрудняет учебный процесс. Другой проблемой является отсутствие у студентов и школьников широкой эрудиции, неумение самостоятельно мыслить и аргументировать: под аргументом большинство из них понимает всего лишь выражение собственного мнения, зачастую наивного. Они редко задаются «научным сомнением», не умеют ставить вопросы к историческому источнику, склонны некритически относиться ко всему, что напечатано. Критическому мышлению, культуре дискуссии нужно учить серьезно и целенаправленно, и на сегодня это, пожалуй, одна из главных проблем. 

В секции «Региональная история и география в школе и вузе: проблемы изучения и преподавания» выступили краевед Александр Жданов (Новоуральск) и Анастасия Шерер, старший преподаватель ИРО (Екатеринбург). 

Третий блок был посвящен формированию функциональной грамотности в процессе изучения общественно-научных предметов, хотя о функциональной грамотности в связи со спецификой поднятых проблем так или иначе говорилось во всех предыдущих докладах. С тем, что функциональная и, в частности, коммуникативная грамотность у выпускников школ оказывается сформирована недостаточно, согласились все участники, хотя некоторые педагоги отметили, что функциональная грамотность — еще не все, и содержательная сторона обучения критериями PISA охвачена мало. 

Обращая внимание на функциональную грамотность, не стоит забывать и о том, что для того, чтобы чем-то свободно оперировать, нужно в первую очередь это знать и осмыслять. Доцент УрГПУ, канд. пед. наук Иван Клименко высказал предложение включить в перечень условий для поступления на общественнонаучные направления, помимо баллов ЕГЭ, своего рода «творческий экзамен» по истории и обществоведению. 

О функциональной грамотности подробно говорили Светлана Токмянина, канд. ист. наук, заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО, и Татьяна Дорохова, канд.пед. наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ. Татьяна Сергеевна, в частности, изложила принципы проблемно-диалогического обучения в общеобразовательной школе и подкрепила их конкретными примерами. Урок-рефлексия, урок-дискуссия, конференция, диспут, суд, защита проекта и так далее — существует множество форм, в которых может реализовываться такое обучение. Обучение в рамках проблемного подхода немало требует в первую очередь от самих педагогов, но «на выходе» оно дает способных самостоятельно думать, работать с информацией и отстаивать свою точку зрения будущих студентов. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева