Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Бакалавры, магистранты, аспиранты представили на конференции в УрГПУ свои исторические исследования

29 апреля 2019 485
Поделиться
21.06.21 485
Поделиться

В институте общественных наук 26 апреля состоялась XIX всероссийская научно-практическая конференция «Шаг в историческую науку». В ней приняли участие в очной и заочной форме более 150 студентов, магистрантов, аспирантов. Для многих молодых историков этот форум стал первым научным мероприятием, на котором они смогли представить и публично защитить результаты своих исследований.

Открыла конференцию доцент кафедры истории России Галина Кругликова, ведущая пленарного заседания. Галина Александровна сказала, что конференция в этом году проходит с международным участием, напомнила, что 26 апреля отмечается также Международный день интеллектуальной собственности, и пожелала, чтобы идеи и разработки молодых историков стали частью интеллектуального богатства страны. 

С приветственным словом к участникам обратился начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности Иван Попп

— То отношение, которое всегда было на историческом факультете к студентам и студенческой науке, является для меня непреходящей ценностью, и мы стараемся придерживаться его в работе со студентами. Государство в наше время очень большое внимание уделяет молодым ученым, одна из задач национального проекта «Наука» — привлечь в науку больше молодежи. Перед вами открыты разные пути. У вас замечательные научные руководители. Наш университет планирует запустить программу по выявлению и поддержке тех молодых людей, которые стремятся работать в рамках научного исследования. А от вас требуется стремление, желание, и главное, трудолюбие. 

Церемонию открытия продолжила Елена Прямикова, директор ИОН, доктор социологических наук: 

— Очень приятно, что на данной площадке собрались студенты практически всех направлений и всех профилей нашего института. Историки, обществоведы, юристы — все собрались здесь вместе, чтобы обсудить вопросы исторической науки. Историю любят все. Наверное, нет такого человека, которому история в школе не нравится. Не каждый выбирает себе ее в качестве профессии, но интерес есть у всех. И я рада, что этот интерес нас здесь объединил, и мы сможем еще лучше узнать друг друга. 

Советник ректората по молодежной политике Денис Островкин, как и Иван Попп — выпускник исторического факультета УрГПУ, и тоже впервые заявил о себе на этой конференции. 

— Еще никогда в истории этой конференции не было столько участников. Это значит, что каждый год интерес к истории растет. Приходит все больше молодых ученых, и это очень важно, потому что наука — двигатель человечества. 

С первым пленарным докладом выступил научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, кандидат исторических наук Никита Мельников, тоже выпускник исторического факультета УрГПУ. Тема была обозначена так: «Цена импортозамещения: развитие советского танкостроения на фоне роста и сокращения зависимости от импорта (1928-1945 гг.). 

Никита Николаевич обозначил одну из основных трудностей изучения этой темы: много лет документы по ней были засекречены. Теперь они открыты, но за много лет скопился большой массив неизученных источников, и введение их в научный оборот заставляет очень серьезно пересмотреть утвердившиеся факты и оценки. 

В докладе Никита Мельников кратко назвал этапы истории советского танкостроения до конца Второй мировой войны и проанализировал основные проблемы на каждом этапе. Сквозной идеей стала проблема импорта и импортозамещения. Первые советские серийные танки представляли собой переделанные модели европейских танков Первой мировой войны. Развитие собственной промышленности позволило оснащать новые танки собственными силами, но это касалось в первую очередь брони, литья и двигателей. Наиболее сложные, высокотехнологичные детали по-прежнему импортировались. 1-я и 2-я пятилетки провозгласили курс на тотальное импортозамещение в танкостроении. Но и тогда, несмотря на достигнутые успехи, проблемы оставались практически со всеми компонентами. Свой негативный вклад внесли и репрессии, которые лишили людей инициативы, свободы творчества, отняли право на ошибку в ходе поиска оптимальных технологических решений. Несмотря на технические прорывы 3-й пятилетки, качество боевых машин было невысоким. Броня пробивалась, дизельные двигатели работали недолго, и т.д. Напрашивается вывод: курс на полное импортозамещение в условиях развивающейся экономики был неоднозначным явлением. С одной стороны, это естественно — стремиться не зависеть от импорта в производстве вооружения. С другой стороны, собственные ресурсы экономики были для этого еще слишком слабы. 

Со вторым пленарным докладом, «Игровые технологии на уроках истории и обществознания», выступила магистрант УрГПУ, учитель истории и обществознания Дарья Андрощук. Дарья Сергеевна рассказала об интересных педагогических приемах, направленных на повышение мотивации учащихся. Так, на уроках обществознания школьники делятся на партии, создают программы, проводят дебаты, причем к их программам прислушивается и администрация школы — ученики привлекают внимание к таким проблемам, о которых педагоги могут и не знать. Широко используется метод кейсов. В ходе знакомства с уголовным правом ребята не просто работали с уликами и пытались квалифицировать преступление по той или иной статье УК РФ, они также активно использовали свои смартфоны для обращения к нормативной базе. Дарья Сергеевна пользуется возможностями социальных сетей для того, чтобы предложить ученикам интеллектуальные игры. Например, в игре «Угадай, кто я» педагог периодически выкладывает портреты исторических деятелей, и ребята могут виртуально проголосовать за предложенные варианты. В своей школе Дарья Сергеевна создала исторический клуб KLIO и сначала сомневалась, приживется ли этот вид неформального общения на научные темы у школьников, однако результат даже превзошел ожидания. По словам Дарьи Андрощук, было очень приятно узнать, что ребята даже в коридоре на перемене обсуждают друг с другом заседания клуба. И еще одно очень важное замечание касалось позиции учителя в различных игровых практиках. Чтобы эти формы сработали как надо, учитель должен не только все организовать, но и активно участвовать сам. Только тогда школьники подхватят инициативу. 

После пленарного заседания работали 4 секции: «Проблемы всеобщей истории», «Актуальные вопросы изучения отечественной истории IX — начала XX вв.», «Проблемы истории России XX-начала XXI вв.», «Теория и методика преподавания истории, права и обществознания». 

Вот только некоторые из тем докладов студентов, дающие представление об интересах молодых исследователей: «Формирование образа „новой“ России в общественном сознании Великобритании» (имагологический аспект)" (Д. Андрощук, Екатеринбург), «Тайна последней воли Абеляра и Элоизы» (А. Иваскевич, А. Иваскевич, Сыктывкар), «Украинский политический кризис 2013-14 гг.: историографический аспект» (А. Митрофанов, Нижний Тагил), «Роль российского и иностранного капитала в развитии металлургической промышленности Донбасса» (И. Жуков, Донецк), «Брак и семья в жизни провинциального чиновника последней трети XIX в.» (А. Калашников, Барнаул), «Наследие Советского Союза: спортивная политика современной России» (Н. Змеев, Екатеринбург), «Цензура печати в период перестройки» (Р. Сафаргалеев, Уфа), «Дискредитация партизанского движения на страницах коллаборационистской прессы 1942-44 гг.» (Д. Борисевич, Великий Новгород), «Работающий студент: качество образования» (Е. Денисова, Екатеринбург), «Современное российское образование: состояние, проблемы, развитие» (Су Линь, Екатеринбург). Организаторы и участники удовлетворены итогами конференции и надеются, что следующая, юбилейная двадцатая конференция пройдет не менее продуктивно. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Ксения Волянская