Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Субъектный подход в педагогике и психологии обсудили на форуме «Стратегические ориентиры современного образования»

10 ноября 2020 696
Поделиться
23.06.21 696
Поделиться

6 ноября форум «Стратегические ориентиры современного образования» продолжил работу по 16 трекам. Участники обсудили проблемы воспитания, цифровизации, инклюзии, межкультурной коммуникации, тренды и методы исторического, филологического, географического образования и многое другое.

Модератором трека № 1 выступила ректор УрГПУ Светлана Минюрова, он был посвящен теме «Субъектный подход в педагогике и психологии». В обсуждении участвовали более 90 специалистов в области психологии, педагогики и политологии из Москвы, Екатеринбурга, Сургута, Глазова, Барнаула, Саратова и других городов России, а также из Узбекистана. Важность международного сотрудничества отметила в своем приветствии участникам Светлана Минюрова.

Муазам Исакова, заведующая кафедрой психологии Ферганского государственного университета, открыла рабочую программу трека. Совместно с директором института психологии УрГПУ Людмилой Максимовой она представила исследование «Человек как субъект социокультурного пространства: оценка жителями Узбекистана уровня влияния социокультурных факторов на их психическое здоровье». Были рассмотрены такие факторы, как межличностные отношения, добрососедство, семья. Исследователи особенно подчеркнули, что в условиях изменяющегося мира особенно важны душевный покой, поддержка семьи и близких, возможность доверять людям.

Несколько докладов были посвящены актуальным проблемам цифровизации. Так, начальник научного отдела факультета политологии МГУ Александра Яковлева поделилась опытом продвижения сетевых научных журналов. Это новая тенденция развития коммуникации в образовании и науке, обусловленная такими факторами, как развитие и применение наукометрии для оценки научной деятельности, борьба с «фейковой» наукой, задача повышения «видимости» российской науки на международном уровне, движение «За открытую науку». В ходе обсуждения доклада Светлана Минюрова отметила:

 Важно, что при подготовке публикации для сетевых журналов мы сами меняемся как авторы и субъекты научной активности. 

Влияние цифровизации на развитие самых маленьких пользователей гаджетов продолжила доцент кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ Светлана Крылова. В своем исследовании она рассмотрела гипотезы о влиянии цифровых устройств на психическое развитие детей. Так, было выявлено, что дошкольники «приписывают» виртуальным объектам свойства известных им реальных объектов, такие, как масса или размерность. Иными словами, в 94,1% случаев дети выбирали трехмерный реальный объект в качестве идентичного предложенному виртуальному объекту, хотя экран планшетного компьютера заведомо имеет двухмерную поверхность. Дошкольники 5–6 лет, умеющие различать реальные объекты по массе, выбрали в качестве идентичного виртуальному объекту легкий объект.

Новые тренды в медицинском образовании обозначила декан факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования Уральского государственного медицинского университета Евгения Набойченко. Она рассказала о сложностях дистанционного образования при подготовке медицинских кадров. Приоритетом медицинского образования сейчас должны стать гибкость в подходах, опора на запросы работодателя. Необходимо учитывать, что молодым врачам XXI века особенно интересны передовые технологии, применяющиеся в медицине, и многие стремятся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Важность постоянного взаимодействия с работодателями была представлена в презентации ректора Глазовского государственного педагогического института Янины Чиговской-Назаровой и докладе проректора по учебной работе Любови Кутявиной.

— В Российской Федерации 319 городов имеют статус моногорода, в общей сложности в них действуют 202 вузаМоногородом является и Глазов, и мы не понаслышке знаем о проблемах образования в этих условиях. Безусловно, задача педагогического вуза в моногороде — стать драйвером развития территории, способствовать положительной трансформации города, поддерживать тесную связь с потенциальными работодателями, чтобы эффективно закрывать потребность в кадрах.

Еще одно актуальное направление современного образования — это проектная деятельность. Этот вопрос был рассмотрен сразу в двух докладах. Профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ Юлия Токарева вместе с коллегой из Сургута Александром Токаревым представили исследование психологической готовности к проектной деятельности субъектов образования. А заместитель директора школы № 2 Шадринска Наталия Колмогорцева рассказала о формировании основ проектного мышления у учащихся средней школы. Она полагает, что предмет «Индивидуальный проект» должен стать обязательной частью учебного плана в старших классах, ведь основная задача современной школы — развитие у детей умения самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать информацию.

— Многие студенты нашего университета участвуют в проектных конкурсах, — подтвердила ректор УрГПУ Светлана Минюрова. — Это, в том числе, развивает у молодежи необходимые навыки социального предпринимательства, умение самостоятельно заработать средства для реализации своей цели, формирует новые качества личности, компетенции, применимые в будущем к любой деятельности.

Работу трека № 1 завершил семинар «Внедрение медиативных технологий в педагогическую практику». Его модераторами выступили директор института психологии УрГПУ Людмила Максимова и. о. заведующего кафедрой общей психологии и конфликтологии Равиль Валиев. Участникам был предложен кейс «конфликт между педагогом и родителями»: роль «мамы» неуспевающей восьмиклассницы взяла на себя специалист по УМР Валентина Каримова. Педагоги активно включились в игру: в режиме онлайн писали в чат свои вопросы и предложения «маме», помогающие сгладить конфликт и вывести его в конструктивную плоскость. Участники поблагодарили организаторов семинара за интересное занятие, за погружение в продуктивную атмосферу. Коллеги из Узбекистана отметили, что семинар был полезен для студентов, которым содержание переводилось синхронно

Пресс-служба УрГПУ

Текст и фото: Кристина Шадрина