Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

«Сверить часы, чтобы двигаться дальше». В УрГПУ прошла региональная мастерская для педагогов дошкольного образования

4 декабря 2019 692
Поделиться
4 декабря 2019 692
Поделиться

3 декабря в УрГПУ прошла региональная педагогическая мастерская для руководителей и педагогов дошкольного образования «Новые профессиональные задачи педагогов дошкольного образования в области обеспечения позитивной социализации детей дошкольного возраста».

— Мы будем не только говорить, формат мастерской предполагает, что мы будем делать, увлекаться и творить новое! — обозначила повестку Марина Бывшева, доцент института педагогики и психологии детства, руководитель Ассоциации педагогов дошкольного образования. 

Участников приветствовала ректор УрГПУ Светлана Минюрова

— В последние несколько лет каждый год здесь, в этом зале мы с вами встречаемся именно в сообществе работников дошкольного образования — педагогов, педагогов-психологов, методистов, руководителей дошкольного образования — для того, чтобы обсуждать те задачи развития, которые стоят, с одной стороны, перед детьми, с другой, перед педагогами, а с третьей, перед нами, теми, кто готовит педагогов, которым предстоит работать с детьми будущего, и ставит задачи научно-методического сопровождения. Та системность, последовательность и стабильность, которую мы создаем вместе, та регулярность наших встреч, на которых мы «сверяем часы», говорит о том, что мы осознаем каждый свой шаг и каждое свое действие: что мы делаем, зачем мы это делаем, что еще интересного мы можем вместе создать для того, чтобы получить нужные нам результаты. 

Светлана Алигарьевна напомнила о том, что среди интересных и результативных встреч с коллегами — обсуждение профессионального стандарта педагога, который вступает в силу с 1 января 2020 года. УрГПУ стал площадкой, на которой этот стандарт обсуждали (в том числе вместе с его разработчиком, академиком Евгением Ямбургом), давали разъяснения, вносили предложения и коррективы. 

Сергей Новоселов, доктор педагогических наук, профессор, директор ИПиПД, высоко оценил партнерский союз УрГПУ с педагогами дошкольного образования. 

 — Задачи социализации наших дошкольников, — это новый уровень наших задач, на который мы выходим, — подчеркнул Сергей Аркадьевич и поделился приятной новостью — еще двое детей-дошкольников, ученики Детской академии изобретательства, получили патент на свое изобретение. Это пример социализации, которая еще не стала массовой. Но это бросок в будущее и мотивационная поддержка детей, которые вырастут и поймут, как важно то, что они делают. 

Профессиональному стандарту педагога и новым профессиональным задачам педагога дошкольного образования был посвящен доклад Марины Бывшевой. Марина Валерьевна представила свою тему через призму Национальных проектов «Демография» (который напрямую касается педагогов, работающих с дошкольниками, особенно в части взаимодействия с детьми с ОВЗ) и, конечно, «Образование» (где четко обозначены задачи педагогов дошкольного образования). Принципиально новая задача — выявление и распространение лучших моделей управления образовательными организациями. 

Следующий тематический блок пленарных докладов был посвящен когнитивному развитию дошкольников, формированию у них логического мышления. Проблему развернули профессор ИПиПД Людмила Воронина и доцент Ирина Малоземова

— Мы живем в обществе преимущественно левополушарном, в нем ценится логическое, хорошая речь, — сказала Людмила Валентиновна. — Правополушарные процессы, художественное, образное мышление чем дальше по мере взросления ребенка, тем сильнее угнетается в массовой школе. Вот почему из талантливых детей в большинстве своем вырастают самые обычные взрослые

 Докладчики говорили о том, как развивать когнитивные способности ребенка правильно, чтобы познание, логика, воображение, пространственное мышление, моторно-двигательная активность развивались гармонично, не подавляя, а дополняя друг друга. 

Маргарита Кусова, доктор филологических наук, профессор, говорила о подготовке детей к обучению грамоте в современном образовательном пространстве. 

— У детей должны быть сформированы предпосылки к овладению чтением и письмом. Но есть парадоксальная ситуация, связанная с родителями. Потому что существуют родительские ожидания: чтобы ребенок, придя в школу, уже умел читать и писать. И мы не обсуждаем вопрос, с помощью каких технологий и насколько квалифицированно родители пытаются это сделать, но результат довольно часто не радует, — обозначила проблему Маргарита Львовна и далее говорила о настоящей психологической готовности ребенка научиться читать и писать, и об особенностях чтения и письма как видов деятельности, о которых всегда должен помнить тот, кто обучает ребенка. Следует разделять задачи, стоящие перед дошкольным образованием и перед младшей школой. Дошкольник должен овладеть способами действия, необходимыми для чтения и письма, а не самим чтением и письмом. Это две стадии, и нельзя перепрыгнуть через первую, потому что она подготавливает вторую. 

Татьяна Дорохова, доцент кафедры педагогики ИПиПД, обозначила проблему организации ранней помощи детям на базе дошкольного образования и поделилась результатами своего исследования. В первую очередь Татьяна Сергеевна констатировала, что до сих пор детские дошкольные учреждения неохотно включаются в эту деятельность. В Екатеринбурге эта проблема стоит не так остро, потому что в мегаполисе достаточно развита система медицинской и социальной помощи, но в области эта работа действительно необходима и очень перспективна. Кроме этого, Татьяна Сергеевна подчеркнула, что ранняя помощь — это не образование, у нее иные цели. Ранняя помощь, раннее выявление детей с особыми потребностями и их медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как фундамент для успешной социализации в будущем таких детей. Исследование, о котором рассказала Татьяна Дорохова, выявило, что ранняя помощь сегодня существует в дошкольных организациях в форме консультационных пунктов и центров, но пока нет единого понимания, что такое ранняя помощь и в чем ее функционал. Поэтому задач для межведомственного сотрудничества дошкольных образовательных организаций с УрГПУ и специализированными организациями (в Свердловской области это центр «Ресурс») на сегодняшний день поставлено много. 

После пленарного заседания участников ждали мастер-классы. Их проводили не только преподаватели ИПиПД, но и сами работники дошкольных организаций. На мастер-классах обсуждались и апробировались конкретные технологии, перспективные для социализации детей. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева