Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Светлана Алехина: «От каждого из нас зависит судьба инклюзивного образования в России»

23 мая 2016 1013
Поделиться
19.04.21 1013
Поделиться

– Зачем педагог-психолог в школе, и может ли он что-то сделать, чтобы школа стала инклюзивной? – эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Роль психолога в меняющихся условиях общего образования», прошедшем 19 мая в рамках Всероссийского психолого-педагогического форума «Доступное образование – доступная страна».

– Сегодня нельзя не осуждать профессиональную деятельность педагога-психолога, – завила проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Алехина. – Психолог прежде всего – прикладник, реализующий образовательную программу. Свердловская область является одним из двенадцати регионов, апробирующих профессиональный стандарт педагога-психолога. Апробационным регионам даны серьезные полномочия – до 1 сентября 2017 года попробовать, как работает стандарт в профессиональной деятельности любого психолога. Предстоит решить целый фронт системных задач.

Ирина Пестова, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС центра) «Ладо» (г. Полевской), рассказала, что в образовании области сегодня трудятся больше 700 психологов, т.е. один психолог на тысячу детей. Разумеется, этого количества явно недостаточно. Поэтому необходимо понять, какие компетенции необходимы специалисту, выпускающемуся из вуза, какие есть зоны дефицита. Например, многие не готовы к работе со взрослой аудиторией. Между тем отказываться от работы с родителями и педагогами – это значит вставать в позицию воина, воюющего в поле в одиночку. Для повышения профессионализма психологов созданы базовые методические центры, 26 ППМС центров, образована Федерация психологов в образовании.

Сотрудник ППМС центра г. Каменск-Уральский поделилась опытом работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и педагогами. Для них организованы школы, пользующиеся большой популярностью и в данный момент переходящие на тренинговую форму подачи материала.

После экспресс-опроса аудитории, проведенном директором института психологии Людмилой Максимовой, оказалось, что большинство собравшихся на круглый стол представляют социальные службы, работающие с подростками.

– Получается, что мы работаем с последствиями, а не причинами, – заявила Людмила Александровна. – Чем раньше ребенок получит полноценную комплексную помощь, тем успешнее будет его жизнь.

Во время круглого стола психологи-практики поднимали самые разные наболевшие вопросы:

– Учителей в школе не хватает, поэтому многие работают в две смены, как мотивировать их на составление новых программ, на овладение инклюзивными методиками?

– Родители имеют право не ставить в известность сотрудников школы о наличии у ребенка инвалидности или ОВЗ. Но в таком случае ребенок лишается многих возможностей, которые может предоставить школа, а школа – части финансовых средств, предназначенных для обучения ребенка с ограничениями в здоровье. Как убедить родителей принести необходимые документы?

Вопросов много, ответы есть не всегда и не всегда они однозначны, но от включенности педагогов-психологов в образовательный процесс, от их умения «зажечь» коллектив новыми веяниями, вовремя отследить проблему, возникшую у ребенка, зависит многое. Светлана Алехина в конце круглого стола заявила однозначно:

– От каждого из нас зависит судьба инклюзивного образования в России.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Татьяна Мостон,
Фото: Василий Васильев