Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Своевременные мысли о живой природе и об эффективном преподавании естественных наук

13 декабря 2018 1001
Поделиться
19.06.21 1001
Поделиться

В актовом зале Уральского государственного педагогического университета 12 декабря прошла Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные вопросы современного биологического и экологического образования в условиях реализации ФГОС». Организаторами стали УрГПУ в лице географо-биологического факультета и корпорация «Российский учебник». На конференцию собрались более 200 учителей биологии из Екатеринбурга и Свердловской области.

Декан географо-биологического факультета Оксана Янцер приветствовала гостей:

— Наш гостеприимный университет и факультет всегда с радостью принимает друзей и коллег, особенно тех, кто приносит что-то новое и готов обмениваться этой новой информацией, новыми технологиями друг с другом и с нами. Биология в современном мире очень важна. И отрадно понимать, что вы собрались здесь для того, чтобы научиться чему-то новому, что позволит вам еще более качественно учить наших выпускников.

Людмила Забара, начальник отдела развития научных исследований, отметила, что ГБФ, факультет с более чем 80-летней историей, обладает великолепной методологической и научной базой, своими научными школами, превосходным профессорско-преподавательским составом, очень активно и плодотворно работает в сфере педагогического образования.

— Я надеюсь, что наша конференция внесет свой вклад в эту плодотворную деятельность и будет интересна всем участникам. Тем более, такие большие конференции, как правило, открывают новые горизонты для научного сотрудничества. Сегодня я с большим интересом осмотрела выставку корпорации «Российский учебник». Нам очень интересны эти контакты, и я рада, что «Российский учебник» принял нас в свою семью, — сказала Людмила Ивановна.

Другие приветствия были короткие, потому что всем спикерам предстояли пленарные доклады или выступления на секциях:

Светлана Исакова, главный методист по биологии корпорации «Российский учебник»:

— Мы очень рады новой встрече с учителями и с УрГПУ. Надеюсь, что наше мероприятие будет полезным для всех.

Кандидат педагогических наук, профессор Георгий Лернер:

— Судя по вопросам, которые вы мне прислали, здесь работает замечательная педагогическая команда. Будем знакомиться позднее!

Кандидат биологических наук, директор экологического центра «экосистема» Александр Боголюбов:

— Конференция на 50% посвящена тематике, которой я занимаюсь, а именно туристической, проектной, исследовательской деятельности в области экологии, и сегодня мне хотелось бы выступить сразу на трех секциях. Буду рад обсудить с вами практические вопросы, потому что я не теоретик, а работаю «на земле», непосредственно с детьми.

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой биологии, экологии и методики их преподавания Надежда Абрамова:

— Конференция такого масштаба, связанная именно с биологией, с методикой обучения биологии и экологии проходит у нас если не впервые, то, во всяком случае такого события не было уже давно. Благодарю вас за понимание и интерес. Мы долго работали над программой, постарались подготовить для вас интересные мастер-классы, организовать интересные доклады. Кроме наших уважаемых гостей из Москвы, здесь еще находятся гости из 17 регионов России от Мурманска до Петропавловска-Камчатского.

На пленарной части Светлана Исакова выступила с докладом «Образовательные ресурсы корпорации „Российский учебник“».

Корпорация «Российский учебник» появилась 2 года назад на базе объединенной издательской группы «Дрофа» и «Вентана Граф». Она выпускает все учебники по всем предметам, вошедшим в федеральный перечень. По ним работает большинство российских школ.

Светлана Николаевна рассказала об основных учебно-методических комплектах по биологии, экологии и естествознанию, назвала их основные отличительные особенности, охарактеризовала линейный и концентрический принципы подачи материала. Во всех случаях это не просто учебники, а учебники, снабженные обязательными материалами (такими как рабочая программа, учебно-методические материалы и электронная форма) и необязательными, но облегчающими жизнь учителя и учеников (рабочие тетради, дидактические материалы, расширяющие информационное поле самого учебника). Педагогам было интересно узнать, что электронная форма в настоящее время есть у каждого учебника, и это не PDF, а полноценная интерактивная версия с активными ссылками.

Светлана Николаевна рассказала об электронной мультимедийной платформе Lecta, где находятся электронные учебники, а также доступно много других сервисов и информационных ресурсов для учителей.

Наталья Овсянникова, заведующая кафедрой естественнонаучного образования Института регионального образования, представила доклад «О формах эффективных практик профессионального развития учителя биологии». В мире ежегодно растет объем исследований, в первую очередь в области медицины, биологии и связанных с ней наук. Востребованность этих знаний ощущают и школьники. Наталья Павловна назвала интересные цифры. Численность 11-классников, сдающих ЕГЭ по биологии, в Свердловской области имеет тенденцию к росту, в настоящее время это около 3500 человек, или 18 % от общего числа выпускников. Эта цифра совпадает со среднестатистической по Российской Федерации. Биология занимает 5-е место среди экзаменов по выбору, уступая обществознанию, литературе, физике и истории. Что касается ОГЭ в 9-х классах, биологию выбирает четверть школьников. Экзамены по биологии выбирают школьники, поступающие в медицинский, аграрный университеты, на биофак УрФУ, ГБФ УрГПУ. Расширяется список профессий, востребованных в ближайшем будущем, и многие из них тоже связаны с биологией — с бионическими, биотехнологическими и другими подобными исследованиями. Логично предположить, что интерес школьников к этим направлениям тоже будет расти.

Однако существует немало проблем. Содержание образования зачастую не соответствует современному состоянию биологической науки. Учителям не хватает времени, мотивации и часто, к сожалению, квалификации, чтобы следить за новостями научного мира. Образовательный процесс имеет очень низкую эффективность в условиях, когда в 5-7 классах всего 1 час биологии в неделю. За этот час учитель успевает дать только самые общие сведения, а огромный массив практики, наблюдения за живой природой, экспериментирования остается «за кадром».

Говоря о путях решения проблемы слабой мотивированности учителей и низкой успеваемости учеников, Наталья Павловна предложила начинать с повышения профессионального уровня учителей. Она сослалась на международные исследования уровня удовлетворенности педагогов работой: доказано, что удовлетворенность тем выше, чем больше они себя чувствуют профессионально состоятельными и компетентными. Прозвучало много интересных мыслей о необходимости самообразования педагогов и конкретные предложения о прохождении повышения квалификации, в том числе по программам ИРО.

Тему, которую подняла Наталья Овсянникова, продолжил и развил Георгий Лернер в докладе «Проблемы современного биологического образования в контексте ГИА 2019».

Георгий Исаакович начал с показа небольшого фрагмента выступления своего отца, Исаака Яковлевича Лернера, выдающегося советского и российского педагога, одного из разработчиков проблемного метода обучения. «Чтобы общество шло навстречу школе, школа должна сама идти навстречу обществу! Задача в том, чтобы школа уже сейчас работала на завтрашний день нашей страны» — таков основной посыл его речи. Запись сделана в начале 1990-х годов, но все те проблемы школы, которые эмоционально и страстно обличает Исаак Яковлевич, не изжиты по сей день, и с пониманием будущих, а не просто актуальных задач, с пониманием собственной ответственности школы за это будущее ситуация по прежнему далека от идеала.

Георгий Исаакович перечислил недостатки учебного процесса, и первый из них — то, что он основан на заучивании, а не на понимании. Но в современном образовании важна глубина предмета, понимание предмета, должен работать ум, а не только память. Учитель должен выступать консультантом, куратором, который не «разжевывает», а помогает ребенку разобраться самому. Самые прочные знания — те, которые добыты самостоятельно. Несравнимо больше пользы от проекта, который ребенок сделал только по самым общим инструкциям учителя, чем от «проекта», где все расписано от и до, и ребенка буквально за ручку ведут от стадии к стадии. У учеников к старшим классам накапливается отрицательный образовательный опыт, снижается мотивация учиться. Она еще может возродиться, если ученик попадет туда, где в нем видят человека, уважают, доверяют и считаются с ним, но таких оазисов в массовой школе относительно немного.

Сложность в том, что уровень профессионализма специалистов (и не только в школе) постепенно снижается. И это не только их вина, но и беда. Учитель настолько перегружен бумагами, отчетами, что ему некогда готовиться к урокам, некогда даже просто задуматься о смысле собственной деятельности. Основная причина их недовольства профессией — именно в хронической усталости и постоянном цейтноте.

— Я знаю прекрасных педагогов, которые, соглашаясь работать в школе, ставят два условия: их не дергает администрация и они имеют возможность 4 часа в день готовиться к урокам в одной параллели. И тогда процесс идет, — сказал Георгий Исаакович.

Еще одна причина — пассивность населения, уверенность, что от людей в нашей стране не зависит ничего. Георгий Исаакович обратился к учителям: «Я уверен, что за свою жизнь вы выпустили очень много учеников, людей в огромном большинстве толковых, порядочных, интеллигентных. И все они, когда были школьниками, смотрели на своего учителя и брали с него пример. Уверяю вас, что память об учителе, который о них думал, заботился и был их духовным поводырем, сохранится на всю жизнь!»

Тем не менее, 55% россиян по статистике не готовы переучиваться, менять свой вид деятельности. Переезжать каждые 5 лет и регулярно менять работу не обязательно, — отметил Георгий Лернер, — но необходимо менять свои мысли по поводу собственной жизни и работы.

— «Прочитал, понял, повторил» — то, на чем всегда держалось школьное образование, то, на чем строится каждое знакомство с новым материалом. На самом деле должно быть так. Прочитал. Отнесся критически, поставил для себя вопросы. Повторяя, попытался найти ответы. С чем-то согласился, с чем-то не согласился. И только после этого приступил к новым видам деятельности: законспектировал, начертил схему, таблицу и так далее.

Также Георгий Исаакович назвал в числе проблем недостаток «сертифицированных», доказавших эффективность образовательных технологий и накопление стихийных методик, которые также приводят к нарастанию отрицательного образовательного опыта. Лектор предостерег также от злоупотребления заданиями, подразумевающими серфинг в интернете. Многие педагоги их любят, потому что это дает им возможность написать в отчете «Использование компьютерных технологий». Однако привычка искать информацию в интернете формирует также привычку списывать, относиться к информации некритически, поощряет клиповое мышление и умственную лень.

Сергей Иванов, заведующий кафедрой проектного управления в системе образования ИРО, выступил с докладом «Современное экологическое образование: от традиций к инновациям».

Сергей Анатольевич остановился на проблемах, существующих в этой сфере, напомнил, что во ФГОС по экологии центральным понятием является «экологическая культура», и на ее формирование и должна быть направлена работа. Это и отношение к природе, и знание природы, и модели поведения по отношению к природе. Когнитивно-ориентированная модель образования, знаниевый характер образования преобладает, но нравственное отношение к природе невозможно воспитать без эмоционального воздействия на ребенка. «Благоговение перед жизнью» (термин великого гуманиста XX века Альберта Швейцера) должно пронизывать все содержание уроков экологии.

Елена Арбузова, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии, прочитала доклад на тему «Современные технологии визуализации информации на уроках биологии». Доклад содержал очень много актуального и полезного для учителей, озабоченных неизбежным (в условиях очень маленького количества часов) «выхолащивания» содержания предмета, сведения биологических знаний к абстракциям.

В этот же день состоялась встреча Георгия Лернера с учителями Свердловской области. Георгий Исаакович ответил на многочисленные вопросы педагогов. Очень много вопросов затрагивало ЕГЭ или касалось общих принципов естественнонаучного образования в школе. Учителей заботило, что биология из предмета, который требует глубокого погружения и понимания, превращается из-за тестов в «угадайку» и «попадайку», что проектная работа превращается в фикцию, что часа в неделю недостаточно для подготовки выпускников к ЕГЭ, что сама по себе подготовка к ЕГЭ превратилась в натаскивание и не способствует формированию научного мировоззрения, что выбор биологии (и любого другого предмета) на ЕГЭ в последний момент, исключающий возможность нормальной подготовки, ставит учителя в крайне уязвленное положение и даже может служить инструментом манипуляции и мести «нелюбимому» учителю (поскольку ЕГЭ, сданные на 0 баллов, портят личные показатели педагога).

На все эти вопросы Георгий Лернер дал ответы, далеко не всегда ожидаемые. ЕГЭ — не инструмент формирования научного мышления, а просто способ проверить сформированность этого мышления в предшествующие годы, над формированием мировоззрения ребенка должна дружно и согласно работать вся команда предметников естественнонаучного цикла. Над недостатками отдельных заданий ЕГЭ работа идет, они постепенно устраняются. В натаскивании нет смысла: любой ребенок, который 11 лет перед этим учился в школе и не имеет интеллектуальных отклонений, в состоянии этот экзамен сдать. Детям и родителям необходимо знать свои права и при любых сомнениях в компетентности экспертов пользоваться правом на апелляцию (так бывает, если задание ГИА или ЕГЭ содержит сведения, опровергнутые новейшим научным открытием, и если ученик знаком с этим открытием и сможет доказать свою правоту соответствующей ссылкой, он получит заслуженный балл). За 1 час никого подготовить к экзамену невозможно, этот час предусмотрен для текущей учебной работы, нагрузка по подготовке к ЕГЭ — это совсем другая нагрузка, совсем другие часы, и если учителя принуждают заниматься в течение этого часа всем сразу, то это противозаконно и должно обжаловаться.

Что касается проектной работы, то по этому поводу Георгий Лернер высказал очень важный тезис:

— Когда мы стали возрождать в школе в 90-е годы проектную работу, я поставил следующие условия. Проект делается на добровольной основе. Желательно, чтобы он не был воспроизведением какого-то текста, чтобы он носил исследовательский характер. Он не должен быть длительным и мучительным для школьников. Должен защищаться публично, желательно собрать для этого несколько классов. Он обязательно должен быть аргументирован, и ребенок должен уметь защищать свои тезисы. Очень желательно, чтобы там присутствовали родители с цветами! Родители должны знать, что умеет их ребенок, а другие дети — знать, как их товарищ умеет защищать свою позицию. И аккуратное оформление работы тоже очень важно.

После встречи с учителями началась работа секций. Участники обсудили проблемы биологического и экологического образования.

Это уже третий день работы Всероссийской научно-методической конференции. Ранее прошли научно-методические семинары, а 13 декабря состоялся семинар для учителей химии с участием методистов корпорации «Российский учебник».

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева