Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Так дети учатся изобретать: «День чудесных превращений» и «Большая игра» прошли в двух детских садах Екатеринбурга

7 декабря 172
Поделиться
Рассказать

6 декабря в двух детских садах Чкаловского района Екатеринбурга, объединенных проектом «Детская академия изобретательства», который разработал институт педагогики и психологии детства, прошли тематические дни творчества и изобретательства.

Дети показывали свои умения импровизировать, фантазировать, находить применение самым разным вещам, а педагоги им совсем чуть-чуть (на первый взгляд) помогали. Но за этой деликатной работой по раскрытию детского изобретательского потенциала стоит и обширная практика самих педагогов дошкольного образования, и прочный теоретический фундамент, который сформировали руководители и идейные вдохновители «Детской академии изобретательства» – директор ИПиПД Сергей Новоселов и декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования Марина Бывшева. Гостями мероприятия, кроме пресс-службы УрГПУ, стали корреспонденты екатеринбургского информационного Интернет-агентства JustMedia.

В МАДОУ № 33 состоялось Большая игра, которая может обобщить и завершить целый цикл занятий практически по любой тематике образовательной программы для детей дошкольного возраста. За основу был взят метод потенциальных полей. Детям предложили карты земной поверхности, океана и космоса, которые нужно было заполнить изготовленными своими руками и подходящими по смыслу объектами. В совместной деятельности из разнообразных материалов были созданы дома, сады, транспорт, и, конечно же, обитатели неведомых миров. Это позволило пробудить фантазию и составить сказочный игровой сюжет.

В ходе этой работы мы, гости открытого занятия, своими глазами увидели, как работает детская фантазия. Вот один ребенок взял прищепку и дополнил ее согнутым кусочком бумаги – получился не просто человечек, а человечек сидящий. Вот другой ребенок взял гусеничку, свернутую из зеленой проволоки, надел на палец и стал им двигать, – получилась готовая кукла для пальчикового театра. Воспитатель Наталья Владимировна Жигалова тут же отмечала эти маленькие детские «ноу-хау», хвалила их авторов, просила подумать, что еще можно сделать с новыми предметами. «Изобретательство начинается там, где случайным образом соединяются разные объекты, – прокомментировал Сергей Аркадьевич Новоселов. – Ребенок делает это неосознанно. А вот задача взрослого – воспитателя, родителей – понять ценность этих детских идей, подхватить их и помочь развить дальше. Не все взрослые это понимают сразу, их нужно специально готовить. Не случайно наша «Академия изобретательства» работает не только с педагогами, но и с родителями».

Одним из самых любопытных моментов стало сочинение сказки экспромтом. Дети выбрали героя – им стала та самая пушистая гусеничка – и стали предлагать сюжетные ходы. Для такие игр нужно побольше времени, так что гости застали только самое начало творческого процесса, но и то, что дети успели придумать, обещало вырасти в интересную историю. И снова не менее интересно, чем за детьми, было наблюдать за работой воспитателя. В условиях фактического «мозгового штурма», когда с мест выкрикивается множество идей, очень важно отметить ценность каждого мнения. Даже если ребенок выкрикивает, на взгляд взрослого, какую-то чепуху, необходимо и ее выслушать со всем вниманием и уважением. Это «питательный бульон» для мысли, это субстрат, на котором потом вырастет что-то по-настоящему интересное, и это база для будущей адекватной самооценки маленького изобретателя.

Случай играет огромную роль в детском изобретательстве. Поощрять детей свободно комбинировать разные объекты и манипулировать ими так, как им нравится, очень важно. Так открываются новые свойства этих объектов, их потенциальные возможности. И все-таки сам по себе случай – еще не все. Нужна любознательность, нужна интуиция. Необходимы элементарные технические навыки. Бесценна роль личного опыта ребенка. «Если мы хотим, чтобы ребенок построил из кирпичиков горку, не нужно торопиться давать ему схему, – отметил Сергей Аркадьевич. – Пусть он вспомнит, как выглядит горка, и воспроизведет ее по памяти как сможет, потому что каждый ребенок неоднократно ее видел и скатывался с нее». Только глядя в экран гаджета, этот опыт получить невозможно.

– Главная педагогическая цель в этой работе – развивающая, – подчеркнула Марина Валерьевна Бывшева. – Обучающая задача достаточно очевидна, воспитывающая тоже присутствует, но самой важной задачей, которую здесь ставит педагог, является развитие детей. Она становится центром при комбинировании занятий в рамках какого-либо проекта.

В МАДОУ № 223 у подготовительной группы проходил тематический День чудесных превращений. На открытом занятии ребята развивали свой уже довольно давний проект – «Страна Лилипутия». Идея в том, что в большом городе Екатеринбурге кроме людей живут еще и малыши-лилипуты, и у них все «как у взрослых», только очень маленькое. В этот раз дети под руководством воспитателя Юлии Николаевны Толстобровой строили для лилипутов парк развлечений. Работа была очень интересно организована: все происходило на большом круге из пластика, разделенном на сектора. В этот раз круг был парком, но может, в зависимости от темы, стать чем угодно: все та же методика «потенциального поля». Дети брали себе по сектору и творили из керамических кирпичей. «У меня каток!» – представляли они потом свои сооружения. «Это автодром и картинг». «Я построила чертово колесо». «Это будет карусель». «А у меня – американские горки!»

В проекте «Детская академия изобретательства» уже около 30 детских садов Екатеринбурга и Первоуральска. Работа организована в проектной форме: каждый детский сад берет себе определенную тему на какой-то срок, в зависимости от возможностей своих детей, работает над этой темой и выдает завершающий результат. В начале 2017 года состоялся первый фестиваль, на котором почти все детские сады-участники Академии представили общий проект «ФэнтезиБург». Этот город, одновременно высокотехнологичный и экологически продуманный, дети, педагоги и родители построили вместе – улицу за улицей, квартал за кварталом. Полету детской фантазии изумлялись даже опытные инженеры.

В 2018 году фестиваль детских проектов Академии состоится снова, подготовка к нему уже началась. Предложена общая тема «Игры и игрушки». «Загорелись» уже целые семьи. Все преимущества такой совместной творческой деятельности трудно даже просто перечислить через запятую. Растет взаимопонимание в семье. Ребенок по-новому смотрит на своих родителей, родители – на ребенка. Растет взаимопонимание и взаимоуважение между семьями и педагогами. А еще в ходе этой деятельности рождаются уникальные идеи. Немало детских изобретений удается даже запатентовать. Но если и окажется, что это уже где-то кем-то придумано, это ничуть не умаляет ценности личного открытия юного изобретателя.

Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Ирина Шаманаева