Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Традиции и инновации в образовании обсудили на международной конференции в УрГПУ

9 апреля 2019 1262
Поделиться
9 апреля 2019 1262
Поделиться

6 апреля в УрГПУ прошла V Международная конференция «Традиции и инновации в педагогическом образовании», идейные вдохновители и организаторы которой — сотрудники кафедры педагогики института педагогики и психологии детства.

— Кто бы подумал, что круглый стол с тридцатью аспирантами и магистрантами, состоявшийся в УрГПУ пять лет назад, разовьется в масштабное научное мероприятие, которое соберёт в одном зале крупных ученых, педагогов-практиков и начинающих специалистов, как из России, так и из-за рубежа (Швеции, Германии, Норвегии, Казахстана, Кыргызстана), — обратила внимание модератор пленарного заседания, заведующая кафедрой педагогики Юлия Галагузова

В этот раз векторы работы конференции были заданы проблематикой национального проекта «Образование». Так, уже первый доклад ректора УрГПУ Светланы Минюровой был посвящен инновационному потенциалу тех педагогических проектов, которые реализуются в вузе совместно с социальными партнерами: «Педагогический класс», «Педагогическая интернатура», «Педагогические мастерские», «Ассоциация молодых педагогов», «Целевая подготовка», «Институт наставничества». В своем докладе Светлана Алигарьевна выделила приоритетные направления работы вуза, в соответствии с которыми будут эти проекты развиваться: развитие системы оценки предметных компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов; внедрение профессиональных стандартов в сфере образования; формирование компетентности педагогов в сфере финансовой грамотности, инклюзивного образования, профилактики девиантного поведения.

Заканчивая выступление, Светлана Алигарьевна, отметила, что одно из стратегических направлений инновационной деятельности университета — сотрудничество с образовательными учреждениями различного уровня. Многие из них уже получили статус базовых площадок в реализации федерального проекта «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога». В рамках юбилейной конференции, ректор вручила сертификаты о присвоении статуса базовой площадки коллегам, которые активно работают в этом направлении: Березовский детский сад № 1; детский сад № 39 Екатеринбурга; детский сад комбинированного вида № 8 «Крепыш», Реж; детский сад развивающего вида Новоуральска «Росток»; школа с углублённым изучением отдельных предметов № 10, Нефтеюганск.

Сотрудничество с детскими садами и школами активно реализуется не только в рамках проекта «Внедрение профессионального стандарта педагога», но и в таком интересном проекте как «Детская академия изобретательства», который в сетевой форме объединяет более 30 детских садов и школ Екатеринбурга и Свердловской области, поддерживающих развитие творческих способностей и изобретательства детей. Представил это проект директор института педагогики и психологии детства Сергей Новоселов.

Размышляя о трендах современного образования, заместитель директора гимназии № 116 Екатеринбурга Елена Надеева отметила, что в современном обществе всё более утверждается ключевая роль человека, что актуализирует необходимость изменений в образовании, среди которых наиболее оптимальными являются процессы индивидуализации, персонализации, персонификации. На примере своей школы Елена Павловна представила участникам конференции возможности реализации процесса индивидуализации в современной образовательной организации.

Еще один новый запрос современности к образовательным организациям — реализация инклюзии в образовании. Принцип уважения к человеческому разнообразию становится фундаментальной основой для создания культуры инклюзивного общества, в котором преодолевается дискриминация по признаку инвалидности, этничности и иных социально-культурных особенностей человека. В рамках системы образования, инклюзивная культура становится особой философией, когда ценности инклюзии принимаются и разделяются всеми участниками образовательного пространства. Поэтому чрезвычайно важным и при этом интересным было выступление Президента автономной некоммерческой организации «Белая трость» Олега Колпащикова, показавшего участникам конференции, как посредством инклюзивного взаимодействия можно формировать инклюзивную культуру в образовательном учреждении.

Однако инновационный потенциал системы образования невозможно реализовать в полной мере без опоры на традиции, которые являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Именно в этом контексте традиции Уральского государственного педагогического университета рассмотрела в своем сообщении доцент кафедры педагогики Татьяна Дорохова.

Вторая часть конференции проходила в режиме секционной работы. Круглый стол «Дошкольное образование: актуальные направления модернизации» провела Марина Бывшева, начальник учебно-методического управления УрГПУ.

Проблемы современной школы обсуждали коллеги из разных типов образовательных организаций области на секции «Общее образование: проблемы и перспективы развития современной школы», которой руководили преподаватели кафедры педагогики Татьяна Дорохова и Юлия Верхотурова.

На секции «Профессиональное образование: опыт профессиональной подготовки педагогических кадров», проходившей под руководством профессора Юлии Галагузовой участники рассмотрели проблемы, стоящие как перед европейской системой высшего образования — об этом рассказал докладчик из Норвегии Петер Хольм, координатор международных проектов Ассоциации лечебной педагогики и социальной терапии стран Северной Европы, так и перед отечественной системой среднего профессионального и высшего образования.

Секция «Инклюзивное образование: зарубежный и отечественный опыт» собрала участников, которые активно обсуждали вопросы реализации учебной и социальной инклюзии в системе образования. Своим опытом поделилась Бригитта Эмма Дек, лечебный педагог, консультант Института Микаэлгордон города Ярна, Швеция. Руководители некоммерческих организаций Олег Колпащиков, «Белая трость», и Вера Симакова, «Благое дело», рассказали об опыте социального партнерства с вузами по формированию инклюзивной культуры в обществе.

Подводя итоги, участники отметили разноплановость проблематики конференции и ее актуальность. В современном мире, где знание приобретает статус экономической категории, очень легко потерять главный результат — целостную, нравственно зрелую личность. И одной из задач дальнейшей работы — найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе «глобальной информатизации» не потерять обучающегося как личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к принятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими. 

ИПиПД УрГПУ