Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Цифровое поколение как психолого-педагогический феномен

31 января 2020 1247
Поделиться
24.06.21 1247
Поделиться

31 января в УрГПУ состоялся научно-методический семинар на тему «Цифровое поколение: как изучать, развивать и воспитывать». Новые задачи, поставленные перед школой в национальном проекте «Образование», требуют на современном этапе реализации проекта и научного осмысления, и выработки практических рекомендаций. На семинаре педагоги и психологи, в том числе практикующие учителя, обсудили проблемы взаимодействия в образовательном поле «цифровых аборигенов» (детей и подростков) и «цифровых эмигрантов» (родителей и педагогов) и поделились идеями эффективного применения обучающих возможностей цифровой среды.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», как часть национального проекта «Образование», направлен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. К 2024 году модели цифровой образовательной среды будут внедрены по всей стране. Как минимум 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов России к этому времени смогут пользоваться при освоении образовательных программ современными цифровыми технологиями

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова представила доклад на тему «Развитие личности в социокультурной среде цифровой эпохи». Светлана Алигарьевна назвала и проанализировала особенности, которые приобрела данная среда в связи с появлением Интернета и новейших информационных технологий. Мир становится ближе, пространство, которое может освоить обычный человек, — шире. Стали доступны огромные массивы информации. Переходы от реального к виртуальному и обратно совершаются постоянно, и люди настолько к ним привыкли, что уже этого не замечают, потому что это делает удобнее повседневную жизнь. Сокращение межкультурных дистанций и появление новых коммуникативных возможностей дает очень много в плане личного и профессионального развития, содействует профессиональной мобильности.

Одновременно с этим в цифровую эпоху уничтожена анонимность, мы, даже сами того не желая, вбрасываем во всемирную сеть множество личных сведений и становимся легко вычисляемыми. Реальность искажена, возникает иллюзия общения, иллюзия дружбы, зависимость от интернета, личность распадается на множество виртуальных личностей, представленных в разных социальных сетях и не всегда совпадающих с личностью реальной. Возникает ложное представление о времени, потому что в интернете прошлое, настоящее и будущее переплетаются и существует возможность обратимости и восстановимости почти всего, а в реальности это не так. И все это накладывает свой отпечаток на образовательную среду: очевидно, что школа в цифровую эпоху не должна отставать от меняющегося технологического уклада. Однако хотя на словах это большинство педагогов понимает, на деле изменения идут медленно.

Светлана Алигарьевна рассказала о подходах к изучению взаимодействия «цифрового ребенка» и школы. Если говорить о гаджетах и других подобных инструментах и технологиях, то большинство педагогов являются сторонниками нормативного подхода (за или против, разрешать или запрещать). Есть и «позитивисты», уверенные, что гаджеты — это хорошо, и вопрос стоит о том, как именно их использовать. Но следует с особым вниманием отнестись к рефлективному направлению, пытающемуся критически осмыслить ситуацию с «цифровым поколением» и проанализировать различные группы цифровых пользователей, понять их запросы и найти оптимальные формы и методы их обучения.

УрГПУ, по словам ректора, находится в тренде именно этого направления и собирается и дальше изучать особенности поведения и мышления цифровой личности и сопровождать цифровых детей в меняющейся социокультурной среде.

Алексей Махновецкий, директор школы № 55, выступил с докладом «Поколение цифры в реальной школе: об особенностях образовательного процесса в современных реалиях». Алексей Витальевич начал с признания, что и сам он играет в игры на смартфоне со своим ребенком, и в его школе педагоги играют в такие игры вместе с детьми. Во-первых, это формирует общность интересов, во-вторых, дает ощущение единой команды, в-третьих, ребенок чувствует реальное уважение со стороны взрослых к своему миру, своим интересам.

Сложность цифрового мира — в том, что мы не знаем, как в нем существовать. Но запрещать «цифру» бесполезно. Несмотря на существование реальных проблем в обучении цифровых детей (у них страдает концентрация внимания, они не воспринимают массивы текста без картинок, они не хотят запоминать информацию, которую можно добыть «в один клик» и т. д.), лучше все-таки не бороться с гаджетами, а превратить их в союзников.

Цифровые технологии — это множество новых форм работы, в том числе в педагогике. Дистанционное обучение, использование смартфонов и планшетов непосредственно в учебном процессе, электронные учебники, цифровизация уроков технологии — вот только несколько примеров, где перспективы «цифры» очевидны.

Доценты института психологии УрГПУ Светлана Крылова и Юлия Водяха рассказали о своих экспериментальных исследованиях, связанных с изучением изменений функционирования процессов памяти у детей в цифровую эпоху. Юлия Евгеньевна представила исследование зависимости эффективности запоминания от доступности интернет-ресурсов и рассказала о выявленной закономерности: запоминается информация, обладающая уникальностью и ценностью, и если этот процесс и зависит от доступности или недоступности информации в облачном хранилище, то эта связь не линейна. Светлана Геннадьевна исследовала действие «перетаскивания» символов в обучающих приложениях гаджетов и сравнивала эффективность запоминания информации в этом случае в сравнении с простым переписыванием, ручным воспроизведением, допустим, составляемого слова. Эксперимент показал, что в результате воспроизведения вручную информация запоминается ощутимо лучше, но и «перетаскивание» дает не такой уж малый процент успеха, и польза от таких приложений есть.

В соответствии с Национальным проектом «Образование» и целями и задачами федерального проекта «Цифровая образовательная среда» перед УрГПУ поставлена задача обучить в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников за 3 года около 4000 педагогов Свердловской области

В завершение семинара Светлана Минюрова представила самый новый и масштабный проект УрГПУ, который будет реализован в 2020 году: Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт». В первую очередь он будет заниматься цифровой образовательной средой. Университет выиграл грант, который позволит в течение первых трех лет сделать обучение в этом центре бесплатным. Центр откроется в корпусе УрГПУ на 8 Марта,75 в сентябре этого года.

Ученые и практики обсудили за время семинара немало вопросов, придерживаясь не всегда совпадающих позиций, но все согласились с одним: запрещая Интернет и гаджеты, мы превращаем ребенка в «Филипка», пришедшего, образно говоря, с азбукой в класс, где все давно умеют читать. Задача педагога — стать для ребенка проводником по увлекательному цифровому пространству и научить пользоваться его безграничными возможностями для развития. Возможно ли это, если для ребенка это пространство — родное, а взрослый — «цифровой эмигрант»? Да, возможно. Однако обучение, как еще никогда прежде, становится процессом взаимным и обоюдным, и ученики тоже могут многому научить своих учителей.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева