Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Тьютор – профессия XXII века

17 декабря 2018 333
Поделиться
Рассказать

14 декабря в УрГПУ состоялась творческая мастерская профессора Московского городского педагогического университета Татьяны Ковалевой, президента Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Тьютор (от англ. tutor) — домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун   

Поприветствовав собравшихся в актовом зале педагогов дошкольного, школьного образования и сотрудников университета, ректор УрГПУ Светлана Минюрова сказала: 

— Я очень рассчитываю и сделаю все возможное, чтобы профессию тьютора можно было получить в нашем университете. 

Как рассказала Татьяна Ковалева, тьюторство — почтенная традиция, корнями уходящая в историю европейских университетов. Институт тьюторства оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). Можно заглянуть и еще глубже: 

 Учителя полагают, что тьюторы — это какое-то модное новшество. На самом деле, тьюторами были еще Платон и Сократ. 

Татьяна Михайловна рассказала о недолгой пока истории тьюторства в России, неразрывно связанной с ее собственной судьбой. И начиналась эта история 27 лет назад в Томске, в первой в стране частной школе «Эврика-развитие», директором которой была Татьяна Ковалева. Именно здесь появилась новая педагогическая позиция — тьютор — человек, который должен заниматься сопровождением индивидуальной образовательной программы учащихся. А развивать этот эксперимент помогали молодому тогда директору студенты философского факультета Томского университета, которые переводили с английского языка книги, посвященные неизвестной в нашей стране профессии. 

 Мы голосовали — как будем переводить — «тьютер» или «тьютор», все начиналось с нуля. Если вы делаете что-то впервые — это очень сложно, очень ответственно, но бонус в том, что вы закладываете традицию. 

Есть вещи, в которых мы сильны, отметила спикер — макаренковская педагогика, коллективные формы деятельности, коммунарство, но наше образование проскочило важный тренд — культуру индивидуализации. А что такое индивидуализация, без которой прекрасно обходились в советской школе, зачем она? Кто должен создавать условия для индивидуализации учащихся, поддерживать ее? В профессиональном стандарте написано: тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. Или еще определение: тьютор — это человек, который сопровождает процесс индивидуализации. 

Тьютор нужен не только детям и молодым людям. Лектор рассказала, что в Москве открылся Серебряный университет — для людей пенсионного возраста. Тьюторы помогают пожилым людям совершить «рестартинг»: реализовать не воплощенные в жизнь мечты.

Как объяснила лектор, разные принципы рождают разные типы педагогики.

— Есть учителя, которые уверены, что по-другому быть не может — я учитель, стою перед детьми, они сидят, слушают меня, я их учу. На самом деле, так все устроено в той педагогике, которую когда-то приняла Советская Россия. Этот вопрос обсуждался в Наркомпросе, и тогда решили, что это будет единая трудовая политехническая школа на принципах классно-урочной системы Коменского — «учить всех всему». А что там было «все» в XVII веке? Обернулся — вот оно и «все». А сейчас мы «все» — ухватить и дать детям не можем. И в мире сейчас есть как минимум 10-12 педагогик, которые основаны на разных принципах.

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы

Есть педагогика, которая ведущим принципом делает не принцип обучения, а принцип индивидуализации. Единственный прообраз школы, основанной на таких принципах, который есть в истории России — это Царскосельский лицей. 

Татьяна Ковалева посоветовала для понимания того, что такое индивидуализация, посмотреть фильм про знаменитую частную школу «Саммерхилл» в Англии. В основу фильма положена история реально существующей, расположенной в городке Лейстон в Саффолке, экспериментальной школы. Несмотря на неоднократные попытки ее закрыть, школа работает с 1921 года на принципе индивидуализации.

— Это терапевтический фильм, я его смотрела раз десять. А еще я вспоминаю слова Мандельштама, которые он сказал своей жене Надежде: «А кто тебе сказал, что мы должны быть счастливыми, что ты должна быть счастливой?» Я считаю, что это заповедь для всех, кто занимается инновациями. Вы занимаетесь не потому, что хотите, чтобы вам было легко, весело и хорошо, а хотите, чтобы вам было интересно. А индивидуализация — это очень интересно! 

Школа «Саммерхилл» представляет собой демократическое сообщество: все вопросы, касающиеся управления школой, решаются на школьных собраниях, на которых присутствуют все ученики и работники школы, при этом каждый имеет равный голос. В школе «Саммерхилл» учащиеся сами выбирают, какие уроки им посещать. Кроме того, здесь отсутствует какая-либо система оценивания. Наказаний за прогулы в школе нет

Лектор честно предупредила, что всех, кто решится заниматься педагогикой на принципах индивидуализации, ждут большие трудности: 

— Все будут против вас. Родители будут говорить: учите, как нас учили, и чтоб ЕГЭ написал на 100 баллов. Такой же запрос от администрации школы. Зачем же нам заниматься индивидуализацией? Потому что это завтрашний день для нас! Если мы делаем ставку на инновационную экономику, мы делаем ставку на самостоятельного рефлексирующего человека. 

Татьяна Михайловна утешила тех, кто может испугаться трудностей: 

— Вы не первые, но у вас есть опыт, наработанный нами за 27 лет. 

В XXII веке, по мнению Ковалевой, не будет учителей, а будут тьюторы. Уже сегодня учителя начинают переходить на тьюторские технологии. 

— В сети есть книга «Столетие тьюторства» (авторы — Элайн и Эдвард Гордон). Главы про российское тьюторство там нет, у нас есть задача ее написать. 

В ходе невероятно концентрированной почти двухчасовой встречи профессор Татьяна Ковалева рассказала о «серебряных» университетах, о принципах образования в Финляндии, великом споре Жана Пиаже и Льва Выготcкого, объяснила, почему детям нельзя запрещать ломать игрушки, зачем в западных школах занижают стандарты, как индивидуализация связана с протестантизмом, чем она отличается от индивидуального подхода, индивидуализма и индивидуальной работы. В заключение Татьяна Ковалева пригласила всех, заинтересованных в получении профессии тьютора, изучить сайт ассоциации тьюторов, и пригласила принять участие в летнем университете тьюторства, который в следующем году планируется провести на Обском море.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева