Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Ученые из УрГПУ приняли участие в работе съезда и научно-практического семинара Федерации психологов образования России

9 апреля 2018 805
Поделиться
17.06.21 805
Поделиться

В Москве 3-4 апреля состоялись два события, значимые для ученых и практиков из сферы психологии образования: IV съезд общероссийской общественной организации Федерации психологов образования и Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних». От УрГПУ в мероприятиях приняли участие первый проректор – проректор по учебной работе Светлана Минюрова, директор института психологии Людмила Максимова и заведующая кафедрой психологии образования Наталия Васягина.

Съезд Федерации психологов образования проводится с периодичностью раз в 5 лет. Основная задача съезда – подвести итоги работы за определенный период, избрать управляющие органы и тезисно наметить перспективы деятельности на следующую «пятилетку».

Президент ФПО Виталий Рубцов, академик РАН, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, в своем отчете высказал мысль о том, что на сегодняшний момент психологи образования рассматриваются как необходимый и ключевой ресурс системы образования. Психолог образования – это специалист, который готов реагировать на вызовы образовательной среды и совместно с педагогами оперативно выстраивать взаимодействие с разными субъектами образования.

За отчетный период было проведено много масштабных проектов при участии ФПО. Были реализованы мероприятия Стратегии действий в интересах детей. В ней впервые поставлен акцент на то, что психологическое сопровождение должно охватить каждого ребенка, что дети могут иметь разные особенности и разные образовательные потребности, и специалисты системы образования, в частности психологи, должны всегда находиться на страже интересов ребенка.

Один из ключевых проектов был связан с разработкой профессиональных стандартов психологов социальной сферы и сферы образования. Профстандарт «педагог-психолог» обсуждался и разрабатывался именно при участии Федерации.

Федерация психологов образования уникальна тем, что она включает в себя как ведущих ученых в области именно психологии образования, так и практических психологов образования, это конгломерат высококвалифицированных специалистов, сплав науки и практики. Наука дает объяснение тех или иных феноменов, а практики – с одной стороны, формулируют заказ, а с другой, проверяют на практике научные идеи. И это дает очень хорошие результаты, – прокомментировала доктор психологических наук, профессор Наталия Васягина.

Деятельность организации на съезде единогласно была признана эффективной, Виталий Рубцов вновь избран президентом ФПО России. Избран на новый срок президиум (высший орган руководства Федерацией), и в число членов президиума вошла Светлана Минюрова. Кроме того, подведены итоги деятельности региональных подразделений ассоциации. Уровень работы Свердловского областного подразделения ФПО был оценен очень позитивно.

На съезде состоялось награждение лучших работников Федерации медалями имени Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (Г.И. Челпанов – основатель педагогической психологии). Из достаточно небольшого числа награжденных со всей России трое лауреатов оказались из Свердловской области (Светлана Минюрова награждена медалью I степени, Наталия Васягина и Ирина Пестова, директор центра «Ладо» из г. Полевского – медалью II степени), из них двое – из УрГПУ.

Это было для нас неожиданно, ведь оценка нашей деятельности производилась без нашего участия, и мы не представляли кандидатуры к награждению, – сказала Наталия Николаевна Васягина.

В этот же день открылся Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних». Семинар проходил при участии Министерства образования и науки. На пленарной части выступили заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина, заместитель начальника Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Фальковская, проректор МГППУ по инклюзивному образованию Светлана Алехина, представители науки, образовательных организаций, практикующие психологи.

Современное детство, как констатировали участники семинара, протекает в новой социальной ситуации развития, которую создают все более усложняющиеся системы общественного устройства и взаимодействия на фоне стремительного развития цифровых технологий, что усиливает и видоизменяет прежние и порождает новые социальные риски, которые могут приводить к серьезным последствиям как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Поэтому главная задача настоящего времени – это готовность современного общества к этим вызовам, поиск адекватных ответов на них.

К сохраняющим свою актуальность проблемам современного детства, таким как школьная дезадаптация, нарушения социализации (девиантное, делинквентное, асоциальное поведение), агрессия и аутоагрессия, высокий уровень распространенности аддикций, нарушения социальных связей, буллинг, в последние годы добавились кибербуллинг, экстремизм, деструктивные сообщества, новые формы зависимости, меняется структура и качество преступности несовершеннолетних. Растет также число детей, становящихся жертвами преступлений.

Все это требует от психологов образования совместно с педагогами не просто оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию, а разработки эффективной модели профилактики правонарушений и сопровождения несовершеннолетних в ситуациях риска на основе междисциплинарного подхода.

Сообщество психологов поставило себе многоуровневые задачи. Среди них то, что напрямую касается вузов, в которых готовят психолого-педагогические кадры. Это выявление проблем в профессиональной компетенции специалистов, исследование отечественного и зарубежного опыта, развитие ресурсной сети поддержки специалистов на базе вузов и ресурсных центров.

О том, что это означает и какие несет перспективы непосредственно для УрГПУ, рассказала октор психологических наук, профессор Светлана Минюрова: 

– У нас очень хорошие перспективы в плане подготовки специалистов. Это постоянное сотрудничество с практическими психологами, которые работают не только в образовательных организациях, но и в ППМС-центрах, ПМПК, то есть оказывают специализированную психологическую помощь отдельным категориям населения. Это возможность для наших студентов приходить туда на практику, возможность для нас приглашать этих специалистов к нам на семинары и конференции, обсуждать вместе с ними именно актуальные проблемы, с которыми сейчас сталкивается психолого-педагогическая служба. Для психолого-педагогического образования это крайне важно. Я считаю, что само по себе то, что мы активно работаем в рамках Федерации психологов образования, нам позволяет находиться в актуальной повестке.

Непроходящая тема этого семинара связана с тяжелыми случаями, которые в этом учебном году произошли в образовательных организациях. То, что связано с аддиктивным, с отклоняющимся поведением детей, с девиантным поведением подростков в школе, как вырабатывать алгоритмы работы, как действовать в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации и что делать для ее профилактики – это очень важно. Было интересно узнать, какие в других регионах разработаны протоколы, по которым действуют практические психологи, обучая учителей, классных руководителей – это основная линия их работы, потому что именно классные руководители постоянно находятся в контакте с детьми и их родителями. Актуально создание единого речевого алгоритма – как передавать информацию, чтобы она была доступной, открытой, четкой, понятной и не создавала дополнительной суеты, хаоса и т.д. Это очень интересный опыт, и если наши студенты еще в ходе обучения будут сталкиваться с этой актуальной реальностью, они действительно будут получать профессиональные работающие инструменты, методики, алгоритмы деятельности.

На всероссийском семинаре был представлен наш регион, Свердловская область, – подчеркнула Светлана Алигарьевна. – В качестве субъектов регионального отделения представлен УрГПУ, представлены ППМС-центры («Ладо», «Ресурс», «Диалог»), отдельные образовательные организации (Серовский педагогический колледж). Это очень показательно, и мы констатируем, что в Свердловской области то, что связано с психолого-педагогическим образованием, – развивающаяся реальность, имеющая результаты.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото с сайта Минобрнауки РФ