Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Учитель будущего: стейкхолдер, интегратор активностей или конструктор компетенций?

6 апреля 2018 1439
Поделиться
01.12.21 1439
Поделиться

5 марта состоялась конференция с участием образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных площадок (РИП) Свердловской области. На площадке Института развития регионального образования собрались представители сотни учреждений.

Борис Игошев, советник при ректорате УрГПУ и председатель экспертной комиссии, озвучил итоги экспертизы деятельности РИП. Он заявил, что в 2017 году в области действовали 93 инновационные площадки. К сожалению, не все удержали этот статус в этом году. Четыре площадки не представили отчета, поэтому этот статус с них был снят. Прекратили реализацию инновационных проектов в связи с плановым окончанием деятельности восемь учреждений, по настоянию экспертов «в связи с нецелесообразностью продолжения реализации проектов» – три учреждения. В итоге в этом году в регионе осталось 78 образовательных учреждения, имеющих статус РИП.

Большая часть РИП – учреждения общего образования (52), на втором месте – дошкольные учреждения (18). Вузов, являющихся региональными инновационными площадками, всего три. Отрадно, что в их числе – Уральский государственный педагогический университет

Какие темы волнуют областных инноваторов в образовании? Самой популярной тематикой деятельности РИП стало развитие технического творчества, формирование инженерного мышления обучающихся (27). В связи с реализацией проекта «Уральская инженерная школа» это кажется вполне логичным. Организацией профориентационной работы заняты 26 РИП. 9 учреждений совершенствуют оценку и управление качеством образования. Инновации в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном и социально-личностном развитии обучающихся реализуют также 9 организаций. 

Анна Набатова, советник генерального директора Союза «Молодые профессионалы» (World skills Russia) из Москвы выступила с обширным докладом о тенденциях развития общества и месте в нем образования: «Будущее уже началось. Индустрия 4.0»:

– Образование не может быть закрытой системой. Как бы фантастически это не выглядело, нами брошен вызов, связанный с изменением технологической платформы общества. 

Анна Юрьевна напомнила, что в нашу жизнь плотно вошли облачные сервисы, мобильные устройства, переносные гаджеты, интеллектуальные датчики, 3D-печать, технологии определения местонахождения и многие другие устройства. Российская власть ставит сегодня амбициозные задачи, изложенные в программе «Цифровая экономика», целый раздел которой посвящен развитию образования.

– Информационные технологии изменили профессии. Насколько мы готовы выпустить наших учеников на современный рынок труда? – спрашивала Анна Юрьевна собравшихся и «вываливала» на их головы информацию о ключевых компетенциях человека XXI века по версии ЮНЕСКО и по прогнозам Мирового экономического форума (2016 г.)

Рассказывала о новых ролях учащихся и педагогов: вовлеченный стейкхолдер, интегратор образовательных активностей, конструктор/сборщик компетенций. Доказывала, что сегодня люди могут учиться без преподавателей (Открытый университет во Франции и в Силиконовой долине) и практически без лекций (Harvard).

Еще один спикер пленарного заседания – Дмитрий Метелев, доцент кафедры инноватики и интеллектуальной собственности ФТИ УрФУ уточнил для собравшихся понятие «инновации» и познакомил с трендами в образовании, которые формируют будущее. Среди них – пожизненное, проектное и проблемное обучение. Изменяются модели масштабирования образования (индивидуальное заменяет коробочное). Образование уходит в on-line среду, нас ждет погружение в международные стандарты (тесты TOEFL и IELTS заменят ЕГЭ по англ. языку) и «культура честности», когда человеку будут важны знания, а не бумага об окончании учреждения. 

После обеда инноваторы разделились на пять секций, одна из которых проходила в стенах УрГПУ. Секция была самой многочисленной (более 50 человек) и была посвящена вопросам профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовке обучающихся, а также развитию кадрового потенциала. Опытом работы в качестве РИП делились как дошкольные учреждения, так и организации общего и высшего образования. 

Открыла работу секции первый проректор – проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова:

– Уже второй год мы встречаемся в рамках данной секции. Заметно, что работа каждый раз обновляется, так как меняется ситуация в мире, в стране, что ставит перед нами задачи выхода на другой уровень. Мы можем позволить себе на обочине нормативных документов выйти на откровенный разговор. Выбор всегда за нами – отчитываться или вести диалог.

Конечно, форма отчета – более привычный жанр для представителей администрации учебных учреждений. Тем не менее, вопросы и обсуждения были. Например, с какого возраста детей надо заниматься их профориентацией? Больше половины собравшихся считает, что с детского сада, треть – что с подросткового возраста. Остальные думают, что начинать разговор о профессиях нужно в начальной школе.

Обсуждались вопросы социального партнерства, поиска ресурсов, педагогической практики студентов, разумной конкуренции между образовательными учреждениями.

– Наше право и наша обязанность – определять будущее огромного числа людей, – этими вдохновляющими словами завершил работу секции Борис Игошев.  

Текст: Татьяна Мостон
Фото: Василий Васильев