Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Учитель начальных классов отвечает на вопросы студентов о самом сложном и интересном в профессии

12 Января 2021 210
Поделиться
12 января 210
Поделиться

Со словом «учитель» часто идет прилагательное «первый». Именно первому учителю предстоит ответственная задача привить вчерашнему дошкольнику навыки самостоятельной работы и самостоятельного мышления, с которыми он пойдет дальше по жизни. И конечно, это популярное направление подготовки, которое реализуется в институте педагогики и психологии детства, вызывает у студентов большой интерес и желание расспросить экспертов о тонкостях и нюансах профессии. На вопросы студентов УрГПУ отвечает Наталья Вячеславовна Лапченко, учитель начальных классов екатеринбургской школы № 62.

Лапченко.jpgЗнакомо ли вам явление эмоционального выгорания? Как бы вы посоветовали с ним справляться? 

На мой взгляд, эмоциональное выгорание — это потеря интереса к любимому делу. Эмоциональное выгорание достаточно часто встречается среди педагогов. Существует много внешних факторов, приводящих к нему. Но я бы хотела выделить тот, который зависит от самого учителя. Я глубоко убеждена, выбирая профессию учителя, каждый из нас должен понимать, что это далеко не самая высокооплачиваемая работа. И считаю, что каждый учитель должен определить для себя посильную нагрузку. Ведь именно из-за психологической и физической усталости мы встречаемся с данным явлением. Потеря интереса к любимому делу приводит к равнодушию, раздражительности со стороны учителя. А этого допускать нельзя, так как страдает не только учитель, но и дети, которые чувствуют отношение и настроение педагога. 

С адекватной нагрузкой у учителя останется время на свои увлечения, хобби, отдых. Это то, что поможет справиться с эмоциональным выгоранием. 

Насколько актуальны вопросы дисциплины в начальной школе? Как настроить класс на работу, особенно, если это первый класс? Как не потерять дисциплину на уроке? 

Конечно, вопросы дисциплины на уроке всегда актуальны. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты. Всегда думаешь: вот сегодня зайду в класс, а там уже все стоят, готовы к уроку, ждут учителя... Но наши желания и реальность часто не совпадают. Особенно, если это первоклашки. Дисциплина в 1 классе — это только первые шаги в формировании организационных навыков. От того, что мы, учителя, заложим в 1 классе, зависит дальнейший интерес к учебе и, собственно, дисциплина в классе. 

Дисциплина — это трудоемкая и энергозатратная работа. За один день дисциплину не установить. У меня сейчас 1 класс. Я настраиваю ребят на работу таким образом: 

— Ребята, давайте послушаем школу. Тишина. Так как уже все приступили к работе. Пора и нам начинать урок. Мы же первоклассники. Мы усидчивые, дисциплинированные. Покажите, какие вы настоящие ученики. 

 Очень хорошо работают приемы, основанные на соревновании: 

— Покажите, какой ряд сидит лучше всех? Первый, второй, третий? Девочки/мальчики? Кто в нашем классе настоящий ученик? 

 — Спасибо тем ребятам, которые помнят о правилах поведения на уроке, хотят поскорее начать заниматься. 

У меня такие приемы работают. Ребята успокаиваются, настраиваются на работу. 

Чтобы не потерять дисциплину на уроке, необходима постоянная смена видов деятельности. Видите, что детям надоело заниматься чтением, — попишите, надоело писать — посчитайте. Используйте физкультминутки, динамические паузы, прогулки и, конечно, обучение в игре. Если дети начали шуметь во время урока, использую прием тучка/солнышко. Стало шумно, показываю тучку и говорю: «Солнышко загрустило и спряталось». Как правило, ребята успокаиваются и продолжаем работать. 

Начальная школа — важная ступень в жизни ребенка. Здесь необходимо внимание к каждому обучающемуся. Дети младшего школьного чувствуют равнодушие, несправедливость. Дайте им почувствовать, что они вам нужны, что вы заинтересованы в них... Не нужно бояться! Со временем придет опыт, будут выработаны свои приемы и методы работы. 

Как грамотно составить план урока, чтобы на урок хватало ровно 40 минут? 

Продуктивный, полезный, интересный урок без подготовки не провести. Поэтому важно заранее продумать его ход. Иногда возникает проблема нерационального распределения времени на уроке. Вроде все сделано, все, что было запланировано дети выполнили, а времени еще осталось много. Или наоборот, стремясь сделать урок интересным, педагог готовит множество разнообразных заданий. В итоге ему не хватает времени. Что же делать? На каждый урок необходимо составлять план урока. Планируя урок, проводите предварительный хронометраж: сколько минут вы отведете на тот или иной этап. Выделите основной этап урока и запланируйте больше времени. Постарайтесь не выходить за рамки отведенного времени на уроке.Чтобы решить проблему «лишнего времени», на каждый урок готовьте резервные задания: игры, викторины, индивидуальные карточки (разного уровня сложности). 

Чтобы выбрать нужный темп урока, необходимо знать психологические особенности класса. Это приходит с практикой. В начале работы в первом классе может помочь школьный психолог, который проведет диагностику и определит уровень развития каждого ребенка и класса в целом. 

Какой тон лучше взять в общении с родителями учеников? Какие ситуации потенциально опасны конфликтами, и как научиться их распознавать и избегать? Как бы вы посоветовали молодым педагогам вести себя, чтобы вызвать уважение родителей, ведь не секрет, что для взрослых людей «свежие» выпускники вуза далеко не авторитетны? 

Общение с родителями — неотъемлемая часть работы учителя. Чаще всего мы обращаемся к родителям, когда у детей наблюдаются проблемы в обучении и поведении. Реакция родителей не всегда бывает положительной. А это может привести к конфликту. Общение с родителями всегда начинайте с похвалы. Даже самого неуспешного, непослушного ребенка есть за что похвалить. Только после позитивных новостей переходите к обсуждению возникающих трудностей. Такие вопросы решайте в индивидуальном порядке, никогда не обсуждайте конкретного ученика на родительских собраниях. Старайтесь не обсуждать такие вопросы по телефону. Найдите время, чтобы встретиться и поговорить лично. Год назад я проводила родительское собрание в формате индивидуальных встреч с родителями. Это был новый опыт для меня, но весьма полезный и продуктивный. В течение двух недель я встречалась с родителями в индивидуальном порядке после уроков, в вечернее время. На встречу отводила 15-20 минут. Обсуждали вопросы поведения, обучения. На примере рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ объясняла, какие трудности испытывает ребенок, на что прошу обратить внимание при выполнении домашних работ. Практически каждый родитель, видя заинтересованность учителя в ребенке, стремление оказать помощь, поддержку в вопросах обучения, воспитания идет навстречу, начинает «играть в одни ворота». Всегда говорю родителям, что только совместная работа по воспитанию, развитию, обучению каждого ученика принесет желаемый результат и успех. 

Как организовать работу с ребенком с ОВЗ в общеобразовательном классе? 

Когда учитель начинает работать с первым классом или в класс приходит новый ребенок, педагог ещё не знает детей. Через некоторое время учитель может заметить у ребенка особенности в поведении на уроке, переменах, в общении с учителями, сверстниками, как ребёнок слушает учителя, выполняет задания. Когда мы наблюдаем такую «картину» долгое время, то мы можем предположить, что ребёнок или не готов физиологически к обучению, или имеет учебные дефициты. 

В школе существует психолого-логопедическая служба. Классный руководитель обращается к психологу или логопеду, объясняет ситуацию и просит посмотреть ребенка, но только с разрешения родителей. Происходит первичная диагностика у логопеда и психолога. Эти специалисты дают предварительное заключение, рекомендации, что делать дальше и как помочь ребёнку. 

Если мы видим, что ребенок не справляется с образовательной программой по разным причинам, то мы рекомендуем родителям пройти ПМПК. После прохождения комиссии родители приносят в школу заключение, в котором прописывается конкретный образовательный маршрут для данного ребёнка. Комиссия часто рекомендует ребенку обучение по адаптированной программе (для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, слабослышащих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата). В соответствии с адаптированными программами учитель пишет рабочую программу под конкретного ребёнка, в которой обязательно указываются специальные образовательные потребности данного ребенка и прописываются особые условия для получения им образования. Специальные условия: сокращение учебного материала и в классной, и в домашней работе; адаптация учебного материала; изменение критериев оценивания работ ребенка 

С детьми с ОВЗ я столкнулась впервые четыре года назад, когда в очередной раз приняла первый класс. Ко мне в класс пришел обучаться мальчик с диагнозом ЗПР, согласно заключению ПМПК. Первое время он был замкнут. Это состояние чередовалось с признаками агрессивного поведения. Ему трудно было адаптироваться: не успевал осваивать учебную программу в предполагаемые сроки в отличие от класса, прослеживалась неадекватность поведения, отказ идти со всем классом в столовую, на уроке мог без разрешения ходить по классу, отвлекался на игру с посторонними предметами. Не реагировал на замечания или реагировал неадекватно: кричал, ложился на пол. Соответственно, складывалось негативное отношение к учебе. И для того, чтобы помочь ребенку освоить учебную программу и быстрее адаптироваться в школьном коллективе, согласно заключению и рекомендации ПМПК мною был составлен индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения данного обучающегося. 

Для создания ситуации успеха перед этим ребенком ставились менее сложные задачи. Работа на уроке дифференцировалась. Для активизации познавательной деятельности заранее готовились индивидуальные карточки, наглядные пособия, индивидуальные задания. Рабочее место ребенка располагалось за первой партой среднего ряда (напротив доски). В течение всего учебного года проводились профилактические беседы с родителями ребенка по вопросам его воспитания и обучения, давались рекомендации. Ребенок принимал участие в различных видах групповой работы, во внеклассных мероприятиях, что положительно повлияло на его социализированность и на успеваемость.

Беседовала Ирина Шаманаева