Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Учителя обществознания обменялись опытом на форуме в УрГПУ

1 февраля 332
Поделиться
Рассказать

31 января в Уральском государственном педагогическом университете прошел X форум учителей обществознания «Обществознание в школе: успешные педагогические практики».

Поздравляя учителей с началом работы форума, ректор УрГПУ Светлана Минюрова выразила уверенность, что разговор будет открытым, будет место дискуссиям, возможность обмена ценной информацией и опытом. 

Елена Прямикова, директор института общественных наук УрГПУ, отметила, что ей приятно видеть в зале выпускников университета. Елена Викторовна рассказала, что в эти дни институту общественных наук исполняется один год. 

— Несмотря на младенческий возраст, мы можем похвастаться, что благодаря нашей инициативе в университете появилась Федеральная инновационная площадка, ставящая своей целью распространить изучение иностранного языка на социальные предметы. Мы хотим, чтобы учитель, получивший образование как историк и как преподаватель английского, мог бы включать элементы языка в уроки истории, тем самым расширяя для детей поле для общения на английском языке. 

Анатолий Кириллов, директор Центра истории Свердловской области, подарил Светлане Алигарьевне две новые книги, написанные в соавторстве с Григорием Каётой, и пригласил познакомиться с ними учительское сообщество. Это издания, посвященные Екатеринбургу и Уральскому добровольческому танковому корпусу: «Столица Урала. Исторические хроники» и «От Урала до Берлина и Праги. Маршрут Победы танкистов-добровольцев». 

После пленарного заседания работа продолжилась в секциях: «Философия», «Социология», «Политология», «Право», «Экономика». 

В секции «Философия» состоялся доклад Марины Араповой «Этнос и нация» — о том, как разъяснять школьникам термины этнос, нация, народ, народность, племя и почему это важно. 

Татьяна Садкина, доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ, рассказала о том, как помочь детям разобраться в таких понятиях как этика, мораль и нравственность. Она отметила, что в учебниках за 8 и 10 класс уделяется очень мало внимания морали, и дала определение, которого нет в школьной программе: «Мораль — духовно-практический способ освоения мира». 

Этика — это учение, теория, рефлексия, а мораль и нравственность — явления нашей жизни. Тождественны ли мораль и нравственность? Можно быть моральным, но безнравственным, или наоборот? Всегда ли врач поступает безнравственно, когда скрывает от больного смертельный диагноз? Что нарушает укравший для умирающего от голода ребенка булку — нормы морали или нравственности? 

— Пролетарская мораль диктовала стучать на соседей, — напомнила Татьяна Михайловна.Нравственность же — это глубокое внутреннее ощущение, что ты прежде всего человек, а потом уже представитель группы, нации, класса. 

Ведущие секций порекомендовали коллегам литературу для повышения уровня образования. Татьяна Михайловна рассказала о теории морального развития американского психолога Лоренца Кольберга и посоветовала познакомиться с учебником Елены Золотухиной-Аболиной «Современная этика». 

Профессор Александр Кислов, заведующий кафедрой философии, культурологии и искусствознания РГППУ, начал свое выступление с аннотации к книгам израильского историка Юваля Ноя Харари «Краткая история человечества» и «Краткая история будущего». 

Александр Геннадьевич считает, что современным детям нелегко преподавать философию, потому что они — уже философы. 

— Я называю философа «жрец-неформал». Жрец транслирует то, что сложилось тысячелетиями, а философ подвергает это сомнению. Современный ребенок погружен в многообразие, он обречен на свой страх и риск выстраивать свою картину мира, свою линию поведения и в этом смысле он уже философ, хотя и не окончил философский факультет. 

Людмила Забара, доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ, в докладе «Актуализация философской составляющей обществознания» отметила, что практически в любой теме уроков обществознания «проглядывает» философия. Докладчик отметила, что часто урок обществознания представляет из себя рационализированную модель, которая есть в голове у учителя и которую он пытается внедрить в головы учеников.

 Знания по обществознанию должны быть жизненными, помогать познавательной активности детей, коммуникации, ориентации в социуме, чтобы они чувствовали необходимость этих знаний. Зачем ребенку знать, сколько моделей цивилизаций у Тойнби, а сколько у Шпенглера? 

Педагогов не может не волновать тема изменений в заданиях итоговой государственной аттестации. Ирина Шапко, доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ, познакомила учителей с изменениями в оценке работ по обществознанию в 2019 году. 

После обеденного перерыва педагоги приняли участие в мастер-классах ведущих учителей обществознания Екатеринбурга. 

Юлия Зевако, педагог гимназии № 120, познакомила коллег с интерактивными приемами изучения темы «Политические идеологии и политические партии» в курсе обществознания. Участники мастер-класса получили тексты программ реальных политических партий и должны были соотнести предлагаемые ими ценности с ценностями с различных идеологий: социализмом, социал-демократией, либерализмом и неолиберализмом. Такие задания выполняют ученики Юлии Зевако на уроке в 11 классе. Дома они должны приготовить программу своей партии и защитить ее в классе. По словам Юлии, ребята сочиняют свои программы с большим энтузиазмом. Как оказалось, политические взгляды старшеклассников — скорее левые. Они выступают против резкого имущественного расслоения, за прогрессивную шкалу налогов. Бывают и радикальные предложения — повысить ВВП за счет сокращения населения страны. При обсуждении вопроса о смертной казни после дискуссии многие из лагеря ее сторонников переходят на сторону ее противников. Такие уроки, как сказала Юлия Валерьевна, дают очень много пищи для размышлений. 

Организаторы форума — доцент кафедры философии, социологии и культурологии института общественных наук УрГПУ Марина Арапова, преподаватель истории и социально-политических дисциплин гимназии № 37, председатель Свердловского регионального отделения Всероссийской «Ассоциации учителей истории и обществознания» Ольга Уколова.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева