Уральцы поддержали издание книги о любимом писателе
5 апреля в Доме писателя в Екатеринбурге состоялась презентация книги члена Союза журналистов России, начальника управления стратегии и информационной политики УрГПУ, Натальи Паэгле — «Дмитрий Мамин-Сибиряк». Мероприятие посетила Министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина.
— Мамин был уральский человек. Кряжистый, словно сколоченный, сильный и смелый человек. Он был весь полностью от Урала, обликом, ухваткой, чувствованием, думанием. Он был породистый, сильный человек, цельный и целостный, неломкий, негибкий, негнущийся. Он был как обломок яшмы, красивой, узорчатой яшмы, занесенной далеко от родных гор. Он имел общий интеллигентский облик, но за полированной поверхностью яшмы была глыба цельной породы, чистой, твердой, без трещин и излучин — с этих слов Сергея Елпатьевского, писателя XIX века, началась презентация книги.
Громкими аплодисментами встретил переполненный зал выход на сцену самого Дмитрия Наркисовича в исполнении Сергея Зырянова, актера Нижнетагильского драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка:
— Что такое любовь к Родине в тесном смысле этого слова? Какие таинственные нити связывают нас с родной землей? Почему меня не покидает чувство уверенности, что я должен был родиться именно здесь? Когда я последний раз приехал в Екатеринбург, я с тоской обнаружил, что мои книги не продают, а значит, и не читают. Не знают меня на Родине как писателя, не знают и не чтут...
— Теперь Ваши книги и в Екатеринбурге и на Урале издают, читают, проходят в школе, дети пишут по ним сочинения, — вступила в диалог с писателем Наталья Паэгле и рассказала о своей работе над книгой:
— Вместе с автором иллюстраций, членом Союза писателей России Вадимом Осиповым мы проехали многие исторические места, связанные с именем Мамина-Сибиряка. Мы были в Висиме, родине писателя, в Нижнем Тагиле, Нижней Салде, Ирбите, Курьях, Сухом Логу. Затем мы поехали в Москву, Санкт-Петербург, Пушкин. Мы старались посетить все места, где жил Дмитрий Наркисович и его семья. Атмосфера, эмоциональный фон этих мест для меня были очень важны. Посещали музей-усадьбу Ильи Репина «Пенаты», пытаясь найти там следы Мамина-Сибиряка. Ездили в Финляндию, потому что Дмитрий Наркисович неоднократно там бывал и описывал ее в своих произведениях. Далее шла работа с первоисточниками в архивах не только Свердловской области, но и Московских и Санкт-Петербургских. Некоторые документы до меня никто не держал в руках.
Свое отношение к новой книге высказала и министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина:
— Это большая удача, что мы можем таким литературным памятником отдать дань своего человеческого уважения Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку. Это мостик из времен, когда жил писатель, к сегодняшнему дню. Доколе мы будем бережно относиться к истории нашего края, к слову, которое делает нас лучше и духовно богаче, учит нас не поклоняться золотому тельцу, а оставаться человеком во всех самых лучших проявлениях, дотоле мы с вами будем оставаться людьми.
— Мамин-Сибиряк открыл России Урал, и он этим гордился, — заявил в своем выступлении Леонид Петрович Быков, литературный критик, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы XX и XXI веков УрФУ. — Познакомившись с его произведениями, Чехов написал: «Там, на Урале, должно быть все такие: сколько бы их не толкли в ступе, а они все — зерно, а не мука!». В романах Мамина-Сибиряка столько драматизма, а при этом чувствуется жизнеутверждающее начало. В серии «Жизнь замечательных уральцев» у Натальи Михайловны выходит уже вторая книга, и мы надеемся, что продолжение следует... Я уже имел возможность прочитать книгу и был поражен, насколько она многонаселенная. Потому Мамин-Сибиряк и выглядит замечательной фигурой, что его окружает такой человеческий контекст. Я должен поставить в большую заслугу авторам, что они добились издания, в то время, когда этого должно было добиваться издательство.
Издание книги — отдельная тема. Когда книга была написана в 2015 году, заказавшее ее издательство отказалось от печати, сославшись на финансовые трудности. И тогда авторами было принято решение объявить народный сбор средств. Поначалу эта затея казалась безнадежной, но когда начала поступать финансовая помощь со всех уголков страны и зарубежья (Эстонии, Польши, Германии, Канады, Израиля), издание книги стало реальностью. И вот — книга с автографом автора в руках тех, кто принимал участие в ее выпуске. В уютном зале собрались не просто почитатели творчества Мамина-Сибиряка, а те, кто подтвердил свою любовь к писателю финансовой помощью для издания его биографии.
Серьезную помощь оказали супруги Игорь и Людмила Дистергефт из Германии, прилетевшие на презентацию книги.
— Более 40 лет назад мой отец, художник Михаил Дистергефт, заинтересовался творчеством Мамина-Сибиряка. И чем больше он вчитывался в его произведения, тем больше он влюблялся в ту атмосферу, и нашел какие-то созвучные струны между ним и собой. Сначала он занялся иллюстрированием его произведений, затем написал два его портрета (один использован на обложке книги). Я хочу вас всех поздравить с новым изданием. Оказывается, от мечты до выхода книги — не такой долгий путь, — заявил Игорь Дстергефт.
На сцену один за другим поднимались люди, помогавшие автору при сборе материала во время подготовке рукописи — работники музеев и библиотек, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Нижнетагильского театра драмы им. Д.Н. Мамина-Сибиряка — Игорь Булыгин, организатор детского литературного конкурса «Серая Шейка» из Нижнего Тагила — Юрий Исупов, и другие деятели искусства и культуры. Звучали приветственные и благодарственные речи, отрывки из спектаклей, на экране проходила череда фотографий с видами мест, отмеченных памятью об уральском писателе.
Интересным моментом стала передачи Екатеринбургскому литературно-мемориальному музею Мамина-Сибиряка картины ирбитского художника Анатолия Стихина «Мамин-Сибиряк позирует Репину для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану», обнаруженной авторами во время сбора материалов.
— Хочется сказать спасибо авторам книги за ту огромную работу, которая была ими проделана. Мы знаем, как было сложно, сколько было поездок, работы с архивами, сложностей с ее изданием. Для нас, сотрудников музея, Мамин-Сибиряк — «это наше все», мы делаем все возможное, чтобы его имя очень много значило для всех уральцев, — выступила с ответным словом Надежда Крякунова, директор музея.
— Мы помогали, как могли, пытались достать любой источник, который был нужен авторам, — поделилась библиотекарь музея. — На таких энтузиастах, как Наталья Михайловна и Вадим Вениаминович, держится наша культура.
А так о книге рассказал РИЦ ТАСС
Текст: Татьяна Мостон
Фото: Александр Белоусов