Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

УрГПУ стал организатором Всероссийской научно-практической конференции для учителей биологии и химии

27 мая 260
Поделиться
27 мая 260
Поделиться

21-22 мая состоялась Всероссийская научно-практическая конференция учителей химии и биологии «Экологическое воспитание школьников в условиях реализации стандартов общего образования». Организаторами конференции выступили кафедра биологии, химии, экологии и методики их преподавания факультета естествознания, физической культуры и туризма УрГПУ и школа № 7 городского округа Ревда. Работа конференции проходила в гибридном формате.

В первый день конференции об особенностях применения химических методов анализа в проектной деятельности школьников рассказала учителям и педагогам дополнительного образования главный спикер конференции — Елена Тимофеева, кандидат биологических наук, заместитель декана по дополнительному образованию, доцент кафедры химии почв факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. В ее вебинаре приняли участие 75 учителей биологии и химии Свердловской и Ростовской области и республики Дагестан. 

Заведующая кафедрой биологии, химии, экологии и методики их преподавания Надежда Абрамова и сотрудники кафедры в этот день организовали мастер-классы для учителей и абитуриентов, они познакомили гостей с исследовательскими методиками реализации школьного экологического мониторинга. В лаборатории химии ассистент Екатерина Барышникова продемонстрировала возможности аналитического оборудования для проведения экологических исследований, а затем предложила участникам проанализировать образцы почвы. Школьники и учителя определили механический состав почв методом раскатывания, приготовили из образцов водные вытяжки, определили их кислотность на электронном pH-метре и провели качественный анализ на ионы. В результате проведенной работы школьники познакомились с некоторыми методиками мониторинга качества почв, закрепили навыки работы с лабораторной посудой и знания качественных реакций на неорганические ионы. 

— Особенно приятно, что педагоги с большим интересом включились в работу мастер-классов, вместе со школьниками. Учителя активно интересовались возможностью проведения совместных школьных исследований и сотрудничеством с химической лабораторией УрГПУ, — отметила Екатерина Барышникова

Кандидат биологических наук Елена Дьяченко организовала мастер-классе по ботанической микротехнике участники конференции и школьники смогли поработать с комплектом цифрового оборудования, позволяющим демонстрировать на мониторе ноутбука изображения микропрепаратов. Школьники вспомнили приёмы работы с микроскопом, научились перемещать препарат с помощью препаратоводителя. Сами микропрепараты растительных объектов участники мастер-класса делали самостоятельно. 

В ходе мастер-класса им надо было сделать поперечный срез слоевища лишайника пармелии и рассмотреть его. На препарате можно было рассмотреть гифы гриба и отдельные клетки водорослей — двух компонентов, составляющих лишайник. Другим объектом, с которым работали участники мастер-класса, была крапива. С помощью имеющегося оборудования нужно было найти те структуры листа крапивы, которыми он жалит. 

Профессор Людмила Таршис познакомила гостей с работой устройства — Соэкс Эковизор F4 — это настоящая домашняя лаборатория, совмещающая 4 функции в одном приборе. Эковизор позволяет быстро определять качество продуктов питания. Все нормы по содержанию нитратов уже внесены в память Эковизора Соэкс. Эковизор выдает предупреждение в цифровом и графическом виде, если норма превышена. Например, для опасных продуктов — «Значительное превышение нормы», а для безопасных — «Содержание нитратов в норме». Гости проверили радиационный фон продуктов питания и воды. С помощью датчиков электрических и магнитных полей определили зоны с повышенным излучением. Определили нитраты в овощах, плодах, фруктах. Кроме этого школьники обсудили, чем вредны нитраты и сколько их содержится в различных ботанических объектах. 

 Второй день конференции был посвящен очным докладам, обмену образовательным опытом учителей и преподавателей биологии и химии, и проходил на выездной площадке в ревдинской школе № 7. На открытии пленарного заседания руководитель оргкомитета Инна Змеева и учитель биологии Елена Злобина приветствовали гостей и пожелали плодотворной работы. 

Директор МБОУ СОШ № 7 Ревда Раиса Вишнякова сообщила: 

— Наша методическая площадка уже не первый раз собирает у себя в гостях учителей и ученых,увлеченных идеями экологического образования и просвещения. Мы рады поделиться профессиональным опытом экологической работы с учителям из других регионов России. 

С докладами разной тематики вступили учителя-практики, они поделились своими методическими находками, озвучили насущные проблемы экологического образования, рассказали о восстановлении родников, опыте экологического волонтерства, организации мониторинга окружающей среды, поддержали идею продвижения закона об экологическом образовании в регионах России. 

Участники удаленных территорий выступили с онлайн докладами. Николай Горин, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Российского Федерального ядерного центра — Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е. И. Забабахина, представил учителям доклад — "Воспитание экологической и радиационной грамотности школьников ...Нужно ли это? Кому? Зачем?» Педагоги получили возможность очно пообщаться с настоящим ученым, который помог учителям по новому взглянуть на «зеленую энергетику» и ядерную энергию. 

Елена Балакирева — ведущий методист-эксперт ГК «Просвещение» представила педагогам новейшее учебное пособие «Практическая молекулярная генетика для начинающих». 

— Главная идея нового учебника — поделиться практическими знаниями, донести до ребят все новые открытия и достижения генетики, показать значимость этой науки в современной жизни.Большая часть книги ориентирована на реализацию практической деятельности через интеллектуальные исследования, виртуальные практические работы и реальный практикум со специализированным оборудованием. Книга содержит задачи по генетике, аналогичные представленным в ЕГЭ и на школьных биологических олимпиадах. Все авторы этой книги — профессиональные генетики, а также преподаватели летних биологических школ и не только. Они занимаются разными направлениями генетической науки. 

В завершение мероприятия гости конференции побывали на экскурсии в школьном дендрарии и теплице. Эти объекты появились в школе благодаря реализации инновационного образовательного проекта — Экологическая станция как муниципальный ресурс развития естественнонаучного образования школьников.

По итогам работы конференции подготовлен сборник статей. 

ФЕФКиТ УрГПУ
Текст и фото: Надежда Абрамова