Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Увидела свет коллективная монография «Вандализм в пространстве субкультуры: модерн vs постмодерн»

16 июля 239
Поделиться
16 июля 239
Поделиться

По итогам проведенных в 2020 году исследований свет увидела коллективная монография «Вандализм в пространстве субкультуры: модерн vs постмодерн». Авторами монографии стали сотрудники УрГПУ, участники научного коллектива гранта Российского научного фонда: Марина Бабикова, Олеся Блинова, Ирина Воробьева, Кирилл Злоказов, Ольга Кружкова, Юлия Кузовенкова, Роман Порозов, Дмитрий Руденкин и Ирина Симонова.

Материал, представленный в монографии, является результатом мультидисциплинарных исследований вандализма. Объектом анализа в монографии выступил город в процессе его трансформации из города модерна в город постмодерна. Городское культурное пространство рассматривается через призму субкультур и их эволюции, а вандализм – как практика субкультурного бытования в городе модерна и постмодерна. 

Отдельные локации городов настолько насыщены вандальными повреждениями, что уже воспринимаются как естественное состояние среды и практически не замечаются теми жителями, которые их наблюдают регулярно. Вместе с тем, вандализм – сложный и многогранный феномен, выступающий, с одной стороны, как индикатор неблагополучия территории и депривации актуальных потребностей людей в ней находящихся, а с другой – это маркер активности молодежи, субкультурных сообществ, обладающий признаками художественной ценности и являющийся своеобразным символом современной культуры.

Именно в рамках субкультурного аспекта был рассмотрен вандализм в данной монографии.
Так, научный коллектив авторов предпринял попытку описать субкультурную активность современной молодежи не только с позиции субъекта, т.е. человека, который совершает действия по несанкционированному преобразованию окружающей городской среды, но и в первую очередь с позиции города, как того пространства, которое подвергается подобным воздействиям и провоцирует их.

В монографии раскрыто понимание города и его эволюции в условиях современной транзитивности, сверхдинамичности и процессов маргинализации. Описаны культурологические условия современного мегаполиса, создающие возможность для неформального творчества субкультурных сообществ, где пространство города – это «холст» для их творчества.

В работе поднимается вопрос о специфических особенностях вандализма в условиях мегаполиса и малого города, в контексте активности субкультурных сообществ. Фокус внимания направлен на активный субъект – молодежь, которая может выступать как актор и как адресат вандального сообщения, передаваемого посредством несанкционированного преобразования городского пространства.

Авторами также охарактеризован феномен своеобразного «группового мышления», проявляющегося в субкультурных сообществах, когда вандализм выступает как инструмент и средство идентификации с группой, являясь результатом действия эффекта конформного поведения личности. Изучение субкультур продолжается анализом субкультуры граффити, для которой описаны специфические нормы поведения ее представителей.

В заключительной части монографии приводятся результаты эмпирического исследования авторов, раскрывающие своеобразие интерпретации отдельных форм вандализма молодежью с различным опытом совершения подобных деструктивных действий.

Представленный в монографии материал будет интересен психологам, педагогам, культурологам, студентам и магистрантам педагогических и психологических направлений подготовки и всем тем, кто изучает особенности девиантного поведения в целом и вандализма в частности, их проявлений в пространстве современных городов.

Текст: Ирина Девятовская