Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В Москве обсудили изменение педагогического образования под влиянием цифровизации

4 марта 2019 906
Поделиться
19.06.21 906
Поделиться

26 февраля в Московском педагогическом государственном университете прошла Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование в условиях цифровизации экономики». Участники мероприятия обсудили, как педагогическое образование и педагогическая практика меняются под воздействием цифровых технологий.

Участниками конференции стало около 1000 человек из России и стран СНГ, в том числе около 900 — в дистанционном режиме 

Открывая пленарное заседание конференции, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов Эдуард Никитин отметил, что «призрак цифровизации» сегодня стал реальностью. Однако вопросы о том, что происходит с системой образования под влиянием цифровизации, что будет происходить в дальнейшем и как на это нужно реагировать профессиональному сообществу, не имеют однозначных ответов. 

Ректор МПГУ Алексей Лубков в своем вступительном слове подчеркнул, что появление новых возможностей влечет за собой и появление новых проблем. «Любой новый технологический уклад открывает разные перспективы, и именно от личности человека, от личности учителя зависит то, какими будут эти перспективы», — отметил Алексей Владимирович. 

Генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование» Александр Кондаков отметил, что сейчас система образования переживает второй «системный переход» после изобретения печатного станка Гутенбергом. Всеобщая цифровизация привела к тому, что работодатели при найме на работу требуют от человека не столько знаний, сколько общих компетенций, в числе которых ориентация на результат, открытость к изменениям, системное мышление, ориентация на клиента, эффективная коммуникация. Человеку необходимо постоянное личностное развитие. Система образования, в том числе педагогического, должна отвечать на эти вызовы. 

Такир Балыкбаев, ректор Казахского национального педагогического университета имени Абая, сказал, что цифровизация общества и системы образования — вызов современности, и университет должен отвечать на этот вызов, чтобы идти в ногу со временем. 

Директор московской школы № 109, академик РАО Евгений Ямбург подчеркнул, что если цифровые технологии внедряются без ценностной основы, если преобладает технократический подход, то все рушится. Но, помимо компетенций, необходима серьезная духовно-нравственная работа. Учитель должен быть не только специалистом в своем предмете, но и специалистом по ребенку — ведь сегодня в обычные школы приходит много детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Именно поэтому «впереди информационных технологий всегда идут технологии педагогические», — убежден Евгений Ямбург. 

Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка Александр Жук рассказал, что в Белоруссии создаются беспрецедентные условия для развития IT-отрасли, продукты белорусских программистов используются в разных странах. Перед системой образования стоят задачи подготовки кадров для цифровой экономики и подготовки людей для жизни в условиях цифрового общества. Особую роль приобретает цифровая подготовка учителя, который должен предвосхищать развитие «цифрового ребенка». Пересматривать подходы к подготовке современного учителя необходимо и в ;педагогических вузах — в частности, трансформация педагогического образования происходит в БГПУ. 

Валерий Ковалевский, ректор Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, отметил, что цифровая компетентность педагогу необходима, хотя не стоит считать ее самой важной. Именно педагог должен помочь детям грамотно использовать цифровые ресурсы в образовании — как показывает практика, представители «поколения с гаджетами в руках» без направляющей роли педагога не идут дальше социальных сетей и сайтов с решебниками. 

Цифровизация — это вызов не только университетскому педагогическому образованию, но и системе повышения квалификации педагогов, убежден Степан Жолован, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Модель компетенций цифровой экономики столь же актуальна для преподавателей институтов повышения квалификации, как и для работников любых других отраслей. При этом цифровые образовательные ресурсы играют важную роль в работе таких институтов, так как многие учителя обучаются дистанционно. 

В своем выступлении директор Института развития цифровизации образования МПГУ Оксана Гордиенко рассказала об аксиологическом аспекте цифровой трансформации образования. Нужно понимать, что цифровизация — это всего лишь форма, инструмент, подчеркнула она, и за современными технологиями должны стоять человеческие смыслы. Если не наполнить такими смыслами технологию, она наполнит сама себя, и такие примеры уже есть, когда подростки в социальных сетях вступают в группы с информацией сомнительного качества. Не стоит отрицать положительное влияние гаджетов на современное общество, но цифровизация без нравственных ценностей ведет к потере национальной идентичности. «Необходимо позитивное влияние на умы молодого поколения, — считает Оксана Гордиенко, — и ключевая роль в этой работе принадлежит учителю»

Организатором конференции выступил Московский педагогический государственный университет, как базовая организация государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров, совместно с Евразийской ассоциацией педагогических университетов и Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов. 

Пресс-служба УрГПУ
по материалам сайта МПГУ