Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

На педагогическом форуме УрГПУ обсудили подходы в образовании лиц с особыми потребностями, понятийный аппарат инклюзии, проектную деятельность и преподавание истории

10 ноября 2020 665
Поделиться
24.06.21 665
Поделиться

Несколько секций Международного педагогического форума, посвящённого 90-летию Уральского государственного педагогического университета, «Стратегические ориентиры современного образования» было посвящено различным сторонам «человеческого измерения» образования. 

Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми образовательными потребностями

Трек номер семь собрал 97 участников, с докладами выступили 12 специалистов из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани, Берлина. Выступающие — врачи, педагоги-дефектологи, психологи, филологи, логопеды — составили междисциплинарную команду профессионалов. Единство и постоянное взаимодействие коллег, включенных в процесс обеспечения особых образовательных потребностей детей, является в наше время условием успешной социализации детей, чье развитие отличается от нормативного. Ключевым проблемным вопросом трека стал междисциплинарный подход к решению вопросов цифровизации образования обучающихся с особыми образовательными потребностями, создания инклюзивного образовательного пространства, обеспечения его психологической безопасности и развития в поликультурной среде. 

По итогам работы трека участники и модератор, кандидат педагогических наук, директор института специального образования УрГПУ Ирина Филатова, сформулировали ряд предложений: признать целесообразной и продолжить практику научного взаимодействия по проблеме междисциплинарного подхода в изучении и образовании лиц с особыми образовательными потребностями; рекомендовать докладчикам подготовить на основании представленных материалов публикации в научно-методический журнал «Специальное образование», включенный в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ. 

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательной организации 

На двенадцатом треке, посвященном одному из главных трендов современного образования, присутствовали 70 участников и выступили 19 человек. Докладчики были из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска, Алтайского края, учителя из Ачитского, Невьянского районов Свердловской области, а в целом география выступающих охватила огромную территорию от Кавказа до Восточной Сибири. 

Среди множества разнообразных проблем, выдвигаемых докладчиками при рассмотрении возможностей и способов реализации проектной деятельности, наиболее популярными были те, которые связаны с цифровизацией образования и обучением технологиям работы современного педагога с цифровым поколением детей. 

Проекты по программированию, организации стартапов и курсов по информационным технологиям удостоились особого внимания. Информационные технологии, так или иначе, были рассмотрены почти всеми докладчиками либо как обязательная часть содержания проекта, либо как определенное средство достижения поставленной в проекте цели. Способы их внедрения прослеживались в социально значимых проектах, в обучающих проектах и проектах, имеющих воспитательную направленность. 

Секцией руководили профессора института музыкального и художественного образования УрГПУ Наталия Тагильцева, Наталья Кашина, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности Иван Попп

Обобщение содержания всех представленных проектов позволило подтвердить эффективность педагогических идей о стимулировании обучающихся на самостоятельный поиск проблем, способов их решения (студенты), на педагогическую поддержку обучающихся в создании проекта (школьники), на успешность достижения новых результатов в процессе слаженно организованной проектно-командной работе. 

Человеческое измерение истории. Образование: траектории развития 

Работа десятого трека была посвящена актуальным проблемам и перспективам исторического образования в рамках традиций развития университета и прошла в формате круглого стола. Модератором выступил доктор исторических наук, профессор института общественных наук УрГПУ Владимир Земцов

Ключевые вопросы, которые первоначально были предложены для обсуждения, следующие: Человек и социум: каковы принципы взаимовлияния в исторической динамике? Как повлияла антропологизация исторических исследований на преподавание исторических дисциплин? Каковы возможности и пределы реализации дистанционных форм в преподавании истории? Университетский историк: в чем должна состоять преемственность и развитие традиций? История как учебная дисциплина: каковы методы и формы патриотического воспитания? 

Участники секции констатировали необходимость сохранения высокого научного уровня при преподавании исторических дисциплин в педагогических вузах, что является важнейшим условием подготовки учителей-предметников. Выступающие выразили сомнение в необходимости ориентации педагогического образования на подготовку в основном учителей-универсалов, уровень которых не будут соответствовать тем требованиям, которые предъявляет современная школа к выпускникам вузов. В этой связи было указано на необходимость расширения предметной составляющей. Участники отметили, что студенты педагогических университетов, оказавшись в школе, выигрывают у своих коллег-выпускников «классических» истфаков в выстраивании технологической карты урока, в организации внеучебных мероприятий, но проигрывают там, где нужно увлечь школьников историей, потому что рассказать о событии так, чтобы у детей загорелись глаза, учитель может только в том случае, если он сам этим увлечен и досконально это знает. 

Оживленную дискуссию вызвала проблема понимания патриотизма. Большинство выступавших указали на важность тесной увязки разных уровней формирования патриотических чувств, начиная от семейного, родового, регионального, до уровня государственного, с одновременным осознанием включенности индивида и страны в процессы общемирового характера. Тесным образом с вопросами патриотизма оказался связан вопрос о наличии или отсутствии в обществе национальной идеи, которая, по мнению многих участников, должна базироваться на стремлении общества к экономическому и культурному процветанию при сохранении социальной стабильности. 

Была затронута важная проблема расширения диалога между представителями разных поколений, как между самими педагогами, так и между педагогами и обучающимися, которые по-разному подходят к оценкам прошлого, настоящего и будущего. Сама дискуссия показала, что конструктивный диалог возможен и успешен при условии открытой и доброжелательной позиции каждой из сторон. 

Участники секции указали на недопустимость неадекватного распределения ресурсов (бюджетных мест на бакалавриат, магистратуру и, в особенности, аспирантуру) в рамках самих педагогических вузов, результатом чего становится заметное сокращение выпуска учителей-историков. Было также указано на необходимость завершения работы над концепциями УМК по отечественной и зарубежной истории и подготовке новейших учебников для школы и вузов по истории зарубежных стран. При этом отмечена исключительная важность разработки и реализации национально-регионального компонента. 

Работа секции прошла в деловой, конструктивной, доброжелательной атмосфере. Выступило более 25 человек, педагогов высшей школы, учителей, студентов. Многие участники по нескольку раз брали слово; происходил обмен репликами. Высокую активность проявили и студенты, выступления которых неоднократно вызывали активные споры, помогавшие увидеть новые стороны той или иной проблемы.

Инклюзивное образование: анализ и обобщение современной педагогической практики 

Работа пятнадцатого трека, модерируемого докторами педагогических наук, профессором УГМУ Минненур Галагузовой и профессором УрГПУ Юлией Галагузовой, была посвящена коллективному обсуждению и научному осмыслению проблем реализации инклюзивного образования в России и за рубежом и проходила в формате презентации коллективной монографии «Понятийный аппарата педагогики и образования», выпуск 12, который по свидетельству рецензента Натальи Коршуновой, профессора Дальневосточного федерального университета, «является лучшим подарком к юбилею вуза, как свидетельство высокопрофессионального уровня организации научно-педагогической работы в вузе». 

Актуальность этой тематики определяется необходимостью коллективного обсуждения и глубокого научного осмысления как самой категории «инклюзия», так и множества связанных с ней понятий, которыми широко оперируют ученые и практики разных стран: инклюзивные процессы, инклюзивное взаимодействие, инклюзивная культура, инклюзивное образование, инклюзивная среда и др. С этой точки зрения отечественная ситуация характеризуется тем, что инклюзивное образование было введено «сверху», без предварительной теоретической проработки и экспериментально-практической апробации этой парадигмы, а поэтому практика деятельности образовательных организаций, поставленных перед необходимостью осваивать методы и технологии инклюзивного обучения и воспитания, оказывает значительное влияние на формирование понятийного аппарата этой педагогической области знания. 

В работе секции участвовало 75 человек, представителей сфер образования (детские сады, учреждения дополнительного образования, школы, детские дома, колледжи, вузы), ППМС, НКО, учреждений МВД и ФСИН, учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, бизнеса. Спикеры и участники были из 7 стран (Норвегия, Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Кыргызстан, Казахстан). Россия представлена следующими регионами: Свердловская область, Амурская область, Костромская область, Красноярский край, Пермский край, Московская область, Оренбургская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ. 

По итогам работы участники выработали резолюцию, в которой отметили важность продолжения работы над исследованием понятийного аппарата инклюзивных процессов. По материалам, представленным в «Понятийном аппарате педагогики и образования», вып. 12, решено издать англо-русский и русско-английский словарь по инклюзии. Запланировано создать банк данных ученых и практиков, работающих в сфере инклюзии, для осуществления дальнейшего сотрудничества. 

И, конечно, участники и организаторы подчеркнули, что необходимо развивать взаимодействие между представителями разных стран, регионов России в разных форматах (конференции, публикации, хоздоговоры, научно-исследовательская деятельность, гранты, стажировки и др.) в аспекте корпоративных исследований в области развития инклюзивных процессов, а также социальных проектов по проблемам формирования инклюзивной культуры общества.

Пресс-служба УрГПУ