Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ обсудили проблемы когнитивных исследований в образовании

28 марта 2019 834
Поделиться
19.06.21 834
Поделиться

27 марта в УрГПУ прошла всероссийская научно-практическая конференция «Когнитивные исследования в образовании».

Как сказала, открывая встречу, Светлана Фоменко, заведующая кафедрой экономики и менеджмента УрГПУ, эта конференция стала закономерным этапом работы проектной группы сотрудников университета в течение года. Материалы для конференции прислали ученые из высших учебных заведений Беларуси, Киргизии, Узбекистана, Башкирии, Южно-Уральского университета, Северного (Арктического) федерального университета, Курганского, Мордовского университетов, УрФУ и других вузов Екатеринбурга. В итоговом научном сборнике будет опубликовано 96 статей. 

— Сегодня когнитивистика в центре внимания и исследователей, и практиков, — отметила в приветственном слове к участникам конференции ректор УрГПУ Светлана Минюрова. — И для нашего университета очень важно найти свое место в современных направлениях исследований. 

Светлана Камка, директор Дома учителя, сказала, что у педагогов не всегда хватает ресурсов, чтобы увидеть то, что происходит в современной науке, и высказала пожелание, чтобы по результатам конференции в Доме учителя была прочитана лекция, посвященная когнитивным исследованиям, актуальным для педагогики. 

На пленарном заседании педагогов познакомили с документальным фильмом «Школа неопределенности: будущее в настоящем», в котором о проблемах образования и о том, как образование связано с меняющимся миром, говорят психологи и преподаватели. 

Основная мысль профессора МГУ, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова:

— Роль учителя сегодня меняется. Из транслятора знаний он должен стать мотиватором, навигатором и коммуникатором. Переход от геоцентрической модели к гелиоцентрической — с ним можно сравнить то, что сегодня происходит в нашей школе. От урокоцентричной школьной системы мы идем к персоноцентричной системе, от трансляции знаний — к передаче смыслов и возможностей для решения уникальных задач уникальными личностями. 

Видеопрезентация Светланы Костроминой, заведующей кафедрой психологии личности факультета психологии СПбГУ, дала не только много новой информации, но и обильную пищу для размышлений. По словам профессора Костроминой, новые достижения нейрокогнитивных исследований открывают для образования новые горизонты развития. Если в ответе на вопрос «как мозг учится» наука сегодня существенно продвинулась, то с ответом на вопрос «как учить наиболее эффективно, опираясь на законы функционирования мозга» все не так позитивно.

Между большой наукой и образованием — пропасть, которая не позволяет проникать в образование достижениям фундаментальных исследований. Образование должно создать такую область, где  фундаментальные когнитивные исследования происходили бы исходя из той потребности, которая есть в сфере образования, – считает профессор.

Ближайшей зоной развития нейрокогнитивных исследований, по мнению Костроминой, являются исследования, которые проводятся непосредственно на занятиях во время выполнения заданий. Технические возможности для этого есть, они уже используются за рубежом. Перспектива же развития образования лежит в области пересечения психологии, образования и нейрофизиологии.

— В образовании сейчас есть несколько фундаментальных вопросов, ответы на которые можно найти только в рамках нейрокогнитивных исследований: переходить ли в школе от письма к печатанию, как изменится развитие мозга, если дети в первом классе будут учиться не писать, а сразу печатать? И еще — действительно ли раннее погружение в цифровую среду приводит к снижению психических функций? 

Полезной для педагогов была информация о некоторых популярных в учительской среде мифах, касающихся когнитивной сферы, признанных таковыми еще в 2002 году. Один из них — о том, что есть правополушарные и левополушарные дети, и, следовательно, одни из них ориентируются на логику, а другие — на интуицию. Еще два мифа — преувеличение роли ведущего канала восприятия и переработки информации (людей при этом делят на аудиалов, визуалов и кинестетиков), а также идея о критических для обучения периодах, в который мозгу ребенка необходима стимуляция, без чего он не будет правильно развиваться. Никакой доказательной базы, как объяснила Светлана Николаевна, эти идеи не имеют.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в четырех проектных сессиях, посвященных различным аспектам когнитивных исследований в образовании. Выступающие и гости обсуждали теорию и практику когнитивного обучения в системе географического, биологического и экологического образования, когнитивный менеджмент, когнитивную психологию и юриспруденцию в образовании, а также традиции и инновации в когнитивной педагогике. 

Одним из самых интересных, информативных и вызвавших наибольшее количество вопросов, стало выступление лауреата губернаторской премии 2018 года за лучшую работу в области педагогических и психологических наук, доцента кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании УрГПУ Сергея Арбузова. Молодой педагог рассказал о том, какие информационные технологии использует в преподавании, что такое подкастинг, скринкастинг и стриминг, и каким образом то, что стало инструментом сетевых СМИ и блогеров, может помочь преподавателям и учащимся в школе и вузе.

— Школьники и студенты во время занятий часто «сидят» в мобильных телефонах. Учителю стоит знать, что есть способы использовать гаджеты в учебной деятельности. 

Участники конференции узнали о существовании сервиса nearpod — онлайн-платформы, которая позволяет учителям создавать презентации к своим занятиям и делиться ими с учениками прямо во время урока. Докладчик поделился секретами, как сделать выполнение домашних заданий интересным для учащихся — они записывают свои ответы на видео, создают свои учебные подкасты, скринкасты, выходят в прямой эфир. Для повышения мотивации Сергей Сергеевич ставит «автоматы» тем студентам, кто три раза подряд сдаст лучший видеоконспект, который будет опубликован на сайте. Педагог рассказал, что с другими преподавателями УрГПУ открыл портал, на котором может зарегистрироваться любой желающий и поделиться своим учебным видео.

В завершение форума прошла дискуссия в формате «Аквариум», модератором которой стала Светлана Фоменко, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, профессор, доктор педагогических наук. Светлана Леонидовна рассказала о трендах современного образования за рубежом и в России. Участники конференции поделились мнениями о том, с какими проблемами связаны когнитивные исследования в образовании.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева