Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ проходит Творческая лаборатория социальной инклюзии

14 марта 377
Поделиться
Рассказать

14 марта прошло очередное мероприятие Творческой лаборатории социальной инклюзии для студентов и преподавателей УрГПУ. Представители Научно-практического социально-педагогического объединения «Благое дело» и кафедры педагогики института педагогики и психологии детства творчески подошли к обучению студентов основам инклюзивной педагогики: пригласили людей с ОВЗ в педвуз и дали им возможность самим многому научить студентов.

Проект «Творческая лаборатория социальной инклюзии» совместно с УрГПУ проходит в рамках большого проекта АНО НПСПО «Благое дело» и Фонда Р. Люксембург «Мастерская практической инклюзии: осознание перспектив и реализация». АНО «Благое дело» – один из организаторов Первого всемирного конгресса людей с ОВЗ, который прошел в Екатеринбурге 7–10 сентября 2017 года

О том, как появился этот проект, рассказывает координатор проекта Юлия Токарева:

Идея проекта появилась еще в сентябре, когда в Екатеринбурге проходил Первый Всемирный конгресс людей с ОВЗ. Мы подумали о том, что в обществе у нас все равно существуют отдельно инвалиды и отдельно люди без ОВЗ. Инвалидов все время стремятся куда-то интегрировать, чему-то научить, но ведь инвалиды имеют не только особенности – у них есть и особые способности, extrabilities, таланты, которых нет у обычных людей. Нужно посмотреть под другим углом – чему они могут нас научить, что могут дать обществу. Такая работа может быть реализована в разных проектах. Мы решили, что нужно привлекать молодых людей, потому что чем в более раннем возрасте человек научится адекватно воспринимать тех, кто не похож на него самого, тем более продуктивно и конструктивно пойдет это взаимодействие. Идея творческой лаборатории родилась для того, чтобы это взаимодействие непосредственно организовать. С одной стороны, оно абсолютно неформальное, а с другой, оно очень тесное, лицом к лицу. Поэтому формат мы выбрали такой. Наши ребята, ментальные инвалиды, приезжают сюда и непосредственно общаются со студентами (для них это тоже новый и интересный опыт), а с другой стороны, студенты перестают бояться, снимают шоры и начинают видеть человека, а не его внешнюю непохожесть, странность и тому подобное. На лекциях мы говорим, что у нас всех есть свои странности, крайности – просто эти люди чуть дальше ушли за этот край, чем мы. Зато они развивают другие свойства и качества. Если у них интеллектуальные ограничения, то сильнее развивается эмоциональная сфера, там можно найти целый кладезь эмоциональных душевных качеств.

Проблема изменения отношения общества к  людям с ментальными нарушениями требует большой работы, – говорит соорганизатор проекта со стороны УрГПУ, доктор педагогических наук, профессор Юлия Галагузова. – Важно научиться понимать, что все люди разные, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, что каждый человек  способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включить-ся» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей. Поэтому не случайно мы решились на этот уникальный социальный эксперимент, в ходе которого люди с ментальными нарушениями обучают студентов умению с ними взаимодействовать, находить общие интересы, а творческая деятельность – тот эффективный ресурс, когда можно выйти за рамки стереотипов и алгоритмов и развить в себе скрытые способности и таланты.

Такого же мнения и сами студенты. «Нас познакомили с чудесными открытыми и общительными людьми, которые рассказали нам о себе и о своих увлечениях, с любопытством выслушали нас. Общение проходило легко и непринужденно. Несомненно, взаимодействие проходило с учетом тех или иных психических или умственных нарушений, но это ничем не отличалось от общения с учетом особенностей любого человека», – поделилась своим впечатлением студентка 4 курса ИПиПД Анастасия Кобелева.

Взаимодействие в искусстве и творчестве (музыка, танцы, валяние из фетра, шитье и т.д.) выбраны для работы не случайно. Искусство воздействует на уровне души, помогает раскрыться всем участникам встречи. А совместная работа не просто «лицом к лицу», но и «рука в руке» помогает по достоинству оценить друг друга, увидеть личность, наделенную умениями и способностями. Мощный импульс к появлению такого проекта дал, конечно, конгресс людей с ОВЗ. Многие студенты-волонтеры на конгрессе впервые в жизни увидели, что инвалид – это не объект благотворительности, а человек, который несет в мир позитивный заряд огромной силы, свои таланты, свое человеческое достоинство, свое желание помогать другим.

На мастер-классах руководитель АНО НПСПО «Благое дело» Вера Симакова договорилась с профессором ИПиПД УрГПУ Юлией Галагузовой о совместной работе. И вот работа началась. Встречи и мастер-классы проходят с февраля, уже состоялись мероприятия в ИПиПД, в ИМиХО. 

21 марта в УрГПУ состоится грандиозный День инклюзии с перформансом и концертом. А в апреле студенты и преподаватели ИПиПД получат возможность приехать в поселок Верх-Нейвинский, где находятся мастерские «Благого дела». Они на три дня (13–14 апреля преподаватели и 25 апреля студенты) станут гостями и учениками людей с ментальными ограничениями, которые там давно успешно работают, делают прекрасные вещи на продажу, любят свое дело и с удовольствием выступят в роли мастеров и учителей.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев и ИПиПД